Конфликты в школе — как справиться ребенку

первый класс
Несмотря на то, что я стараюсь проводить с дочерью как можно больше времени, в школе она вынуждена самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, которые нередко происходят между детьми.

 
 
В детсаду, безусловно, контроля со стороны воспитателя было больше, чем со стороны учительницы в школе. Ведь на переменке дети часто развлекают себя самостоятельно, плюс прогулка, столовая, группа продленного дня…
 
Неумение ребенка избегать и решать конфликтные ситуации может быть причиной обид, агрессии, нежелания учиться и посещать учебное заведение. Конечно же, начинать учить детей правильному поведению в коллективе лучше не с 1-го сентября, а заранее.
 
Дошкольный возраст
 
Здесь-то и видна явная польза детского сада, пусть ситуаций мало, но ребенок уже в дошкольном возрасте учится отстаивать свои интересы и находить компромисс. Кто-то считает, что детская площадка с ее «коллективом» — тот же детсад, но разница есть, а именно – наличие мамы.

 
 
Бесспорно, это прекрасно, что мама всегда рядом и в любой момент защитит несчастного, у которого нехороший сосед по песочнице отобрал лопатку. Но после такой тотальной опеки внедрение в школьный коллектив – слишком резкая для ребенка перемена. Ведь сверстники уже далеко не такие безобидные, как в песочнице. А мамы рядом нет.
 
Еще в дошкольном возрасте мы с дочерью разработали схему с простыми правилами. Во-первых, вежливость и тактичность. Это значит, что нельзя отбирать и брать чужое без спроса.

Во-вторых, если присутствует явная агрессия со стороны другого ребенка, обращаться к взрослым (маме, воспитателю, родителям агрессора).

И, в-третьих, если предыдущий пункт не работает, можно давать сдачи. Но перед этим обязательно предупредить обидчика, что если не прекратит свои действия, то будут ответные.
 
Школа
 
Здесь правила не меняются. Недавно, например, у нас имел место такой случай. Во время переменки дочка случайно села на открытку девочки из второго класса (открытка лежала на диванчике в школьном коридоре). Дочь за свой поступок извинилась, в ответ второклассница ударила ее открыткой по лицу и замахнулась еще раз.
 
Дочь сказала, что села на открытку случайно и сказала, что ей неприятно, и вообще, может ответить тем же. В ответ обидчица ударила ее открыткой по спине. Предупреждение было проигнорировано, поэтому дочь с чистой совестью дала второкласснице сдачи. Учительница дочку оправдала.

первый класс  
 
Я вовсе не оправдываю драки, тем более, с участием девочек. Но я считаю, что ребенок должен уметь постоять за себя, и нескольких таких случаев будет достаточно для того, чтобы другим неповадно было обижать.
 
Безусловно, есть здесь много нюансов. Так, например, стараюсь всегда расспросить и выслушать дочку после школьного дня. Для меня очень важно, чтобы подобные ситуации не становились для меня тайнами.

Я стараюсь не ругать и не критиковать дочку, ведь ребенок может просто закрыться и держать все обиды и переживания в себе. И мне нравится, что наша учительница практикует аналогичный подход.
 
Мои выводы 
 
Возможно, кто-то не согласен с моей поддержкой метода «дать сдачи». Но я ни в коем случае не пропагандирую рукоприкладство, и объясняю дочери, что прибегать к этому следует в крайнем случае. После того, как оппонент не согласен на компромисс и слова не действуют.
 
К тому же, словом иногда ударить можно намного больнее, это, к сожалению, факт. А детская жестокость, сами понимаете, часто бывает безграничной и очень обидной.
 
Воспитание человека, способного быть полноценным членом коллектива – это длительный и трудоемкий процесс. Он требует огромного количества объяснений, практики и наглядных примеров.

первый класс  
 
Одна моя знакомая сменила для дочери три детсада, потому что дочь «не вливалась в коллектив», пока не поняла, что причина не в коллективе. Проблема была в чрезмерной опеке со стороны мамы, которая вмешивалась в любой, даже самый безобидный, диалог дочери со сверстниками. Вместо нее менялась с ними игрушками и читала обидчикам лекции на тему поведения.
 
А ведь сменить школу гораздо труднее, и заботливая мама уже не отчитает нехороших коллег по работе, которые посмели ее кровиночку обидеть. А умение находить общий язык в коллективе – это плод воспитания именно в дошкольном и школьном возрасте, результат наличия у ребенка определенного базиса и тактики общения с окружающими.
 
И, как бы примитивно это ни звучало, главную роль в этом всем выполняем мы – родители, а затем воспитатели и учителя.
 
А как вы считаете, каким образом ребенок должен решать конфликтные ситуации в школе? Кто должен обучать его этому? Какой способ их решения самый правильный?
Главный Редактор Ответить
2016-03-24 19:20:06
Главный Редактор
Очень важная тема! Спасибо, за топик, Алина :)
Алина Юнония Ответить
2016-03-24 19:27:11
Алина Юнония
интересно услышать мнение других мам по данному вопросу ) всегда пожалуйста!
Светлана Стороженко Ответить
2016-03-24 21:30:43
Светлана Стороженко
Алина, я полностью с Вами согласна. Сначала слова, потом взрослые, а потом предупреждение и сдача. 
Юлия Левархам Ответить
2016-03-25 09:15:32
Юлия Левархам
Согласна со всем написанным. Только хочу сказать вот что. Очень печально, что некоторые родители не учат своих детей уважению
Алина Юнония Ответить
2016-03-26 17:06:33
Алина Юнония
да уж. хорошие манеры и уважение встречаются все реже и реже (
Алла Тетерина Ответить
2016-03-27 14:45:50
Алла Тетерина
Слова — взрослые — предупреждение — сдача. Правильный путь разрешения конфликтов, но и здесь могут быть промашки.
Если в начале ребенок не приложил максимум усилий, чтобы разрешить конфликт словами, а обошелся формальным: отдай игрушку, а то я маме расскажу, и побежал жаловаться. Есть риск того, что при повторении таких ситуаций, из него вырастет ябеда.
Если ребенок попытался решить конфликт словами и у него не получилось, он обратился к родителям, а ему не помогли разрешить конфликт, а просто сказали: дай сдачи, то велика вероятность получить драчуна. У нас на площадке я имею неудовольствие наблюдать такую картину. Девочка, которую обижали, теперь, кажется, даже вместо «Привет!» даже незнакомых и младших детей начинает толкать, кусать и бить, еще до начала не то что конфликта, а разговора или игры. :(
В любом случае, я считаю, что каким вырастет ребенок на 99,99% зависит от родителей, и не стоит эту ответственность перекладывать на воспитателей в детском саду, учителей в школе или еще кого-нибудь. 
Алина Юнония Ответить
2016-03-27 17:14:13
Алина Юнония
вы правы, тема эта очень многогранна и каждый случай индивидуален. с одной стороны, действительно, нужно обращаться к взрослым, а с другой — это ябедничество. поэтому нужно воспитывать и объяснять не покладая рук ))

Комментировать