Музыкальное образование детей: учим или калечим?

Для многих детей музыкальное образование – неотъемлемая часть детства. Для меня это была в основном черная полоса жизни. И буквально недавно я с удивлением обнаружила, что так бывает не всегда, что дети действительно могут получать удовольствие от этого обучения.
 Мои отношения с музыкой
 
На скрипку я записалась по собственной инициативе. Преподавательница, которая приходила к нам в класс, нанесла визит домой и сказала, что я вполне подхожу. Дедушка, который играл на трех инструментах, подарил мне махонькую скрипочку. Я начала обучение и мне было интересно.
 
Затем мы переехали в другой район города, сменили школу, преподавателя и потянулись печальные деньки. Преподавательница на меня покрикивала, строго вела уроки. Но мне казалось, что так все и должно происходить. Я мучилась, но училась. В основном потому, что мама заставляла.
 
Помню, как-то прихожу на урок, а учительница встречает с вопросом: «Ну, что, ты подумала? Продолжаешь обучение или все-таки бросишь?» Еще минут 15 она мне дала постоять со скрипкой в руках и обдумать этот вопрос. А я не могла сообразить, откуда он вообще возник.
 
С горем пополам я дотянула эти семь лет. Практически все они были посвящены этюдам, и только последние года два меня допустили до Вивальди. Это было круто, воодушевляюще, я поняла, что такое скрипка и почему я хотела на ней играть.
 
Но на выпускной концерт мы готовили идиотскую композицию по мотивам народной песни. Когда я ее разучивала, она шла с трудом. Преподавательница знала, что я ненавижу эту композицию, но все равно поставила ее на концерт. Естественно, сыграла я крайне плохо. Школу закончила со стыдом.

Много лет спустя
 
Три года назад подруга запостила в соцсети тему, что отправляет сына на скрипку по его же желанию. Я поделилась наболевшим опытом и стала всячески ее отговаривать. Сын у нее очень подвижный и темпераментный мальчик. Но она не прислушалась. И правильно сделала!
 
Как-то она дала послушать запись на телефоне его выступления на каком-то их школьном концерте, и я просто обалдела! Мальчик в третьем классе играет композиции, которые мне стали давать лишь на последних годах обучения. Мало того, кроме классики он отлично играет джаз.
 
Никто не говорит о сверхспособностях и талантах. Даже мама признает, что на фоне остальных детей он там выглядит посредственно. Но чему отдает должное, так это преподавательнице.
 
Молодая девушка просто фанат своего дела. В каждом ребенке видит свои особенности и старается на них делать упор. Этюды, которые я мучила долгие пять лет, они заканчивают играть во втором классе. Основное внимание уделяют серьезным композициям.
 
И вот тут я поняла, насколько же мне не повезло с преподавателем. Я вряд ли бы стала музыкантом, но те семь лет в музыкальной школе провела бы с удовольствием. Мало того, и сейчас бы с удовольствием пользовалась приобретенными навыками. А так, после выпуска с облегчением вздохнула, закрыв дверь музыкалки.
 
Другой вопрос, насколько реально сегодня подобрать ребенку хорошего преподавателя в музыкальной школе?
Алина Юнония Ответить
2016-02-12 12:27:34
Алина Юнония
у меня ьыла настолько прекрасная преподавательница по сольфеджио и муз.литературе, что я даже посещала занятия других классов, настолько интересно она подавала информацию.
а вот с хором не сложилось именно из-за учительницы, с 4го класса я устроила забастовку и принципиально не посещала занятия. уж не знаю, как, но моя учительница по сольфеджио как-то этот вопрос решила и меня освободили от хора вообще, поставим в дипломе 4. 
Людмила Ягуза Ответить
2016-02-12 15:09:27
Людмила Ягуза
Экак Вам с сольфеджио повезло! У меня традиционно были о средам звонки маме на работу: «Можно, я сегодня не пойду на сольфеджО?»  :)) А схором, наоборот, все прекрасно. На него любила ходить даже больше, чем на основные занятия. Так что да, учитель решает многое.
Алла Тетерина Ответить
2016-02-12 14:59:46
Алла Тетерина
Учитель — это не профессия, а призвание. И не важно, что вы учите: музыку, английский, математику… Ради занятий у хорошего учителя стоит ездить в школу в другой район или даже город.
Людмила Ягуза Ответить
2016-02-12 15:11:14
Людмила Ягуза
Согласна. Если обобщать, то это можно сказать о любой прфессии. В любой сфере работает процентов 10% людей по призванию, а остальные больше как ремесленники что ли. С одной стороны, я в музыке не претендовала на какие-то высоты, но с другой, хотелось бы и больше удовольствия получить.
Lenusechka K Ответить
2016-02-12 20:10:55
Lenusechka K
Я — музыкант. Дочку в музыкальную школу отдавать не имею огромного желания, но дочка хочет, поэтому, наверное, отдам ее на вокал, а немного позже на гитару. Преподаватель, которая учила меня, также не советует отдавать ребенка до 8 лет на музыку, т.к. почти нет преподавателей, которые способны заинтересовать ребенка, а не убить в нем желание заниматься музыкой
Людмила Ягуза Ответить
2016-02-13 02:01:59
Людмила Ягуза
Вот я тоже свою думаю на гитару отдать, потому что туда позже берут. Знаю пример, когда ребенок был безумно увлечен пианино, сам мелодии подбирал, пока не отдали в музыкалку ((

Комментировать