Травля в школе. Что делать?

В этой статье я хочу поделиться личным опытом. Так получилось, что «школьные годы чудесные» стали моим кошмаром, потому что в 5 классе, неожиданно для себя, я вдруг стала объектом травли со стороны одноклассников.
 

 
Ни для кого не секрет, что в переходном возрасте дети становятся очень жестокими. В каждом классе обязательно есть одна или несколько «жертв». Что делать, если эта нелегкая роль досталась именно Вашему ребенку?
Я знаю о школьной травле не понаслышке.
 
Всю свою жизнь я была отличницей, умницей и тихоней. Училась на одни пятерки, не пила, не курила, не ругалась матом, не рассказывала пошлых анекдотов. Занималась в различных кружках, писала стихи – родители и учителя души во мне не чаяли. Но одноклассники…
 
Впрочем, их тоже можно понять. Меня все время ставили им в пример – разумеется, это раздражало. К тому же, у меня были СОВЕРШЕННО противоположные интересны, и я выглядела белой вороной. А кто любит белых ворон?

Кроме того, я была безответной и физически слабой. В общем, идеальный объект.
 
Не помню точно, с чего все началось – но растянулась травля на долгие три года. Это были, пожалуй, худшие три года в моей жизни, которые не слабо осложнили мой переходный период и даже – что скрывать – довели до мыслей о самоубийстве.
 
НО: я справилась и смогла реабилитироваться. Во многом это заслуга моей мамы. И, частично, моей собственной интуиции. Итак, обо всем по порядку.
 
Чем опасно такое психологическое давление?
 

Обычно такая неприятность случается со школьниками именно в переходном возрасте, т.е. когда идет становление личности и характера молодого человека.
Таким образом, есть очень большая вероятность, что плохие отношения с ровесниками оставят свой отпечаток в виде комплексов, недоверия к людям, отсутствия силы воли, уверенности и способности принимать решения.

Или же, напротив, могут стать причиной озлобления. Как одна, так и другая крайность негативно сказывается на дальнейшей социальной адаптации личности.
 
Как противостоять школьной травле?

1. Разобраться в причинно-следственных связях.
 

Один из первых и самых важных факторов удачного преодоления психологического давления – четкое понимание причинно-следственных связей.
Когда подросток попадает в такую трудную ситуацию, первый вопрос, который он задает себе – «Почему я?».
 
Чаще всего «жертва» не виновата. Единственная вина такого подростка в том, что он чем-то явно отличается от других. Но бывают и исключения.
Таким образом, сначала нужно ответить на вопрос: «Сделал ли я что-то плохое тем, кто возглавляет травлю?» Если ответ – нет, значит, причина не в жертве. Это очень важное положение.

Ребенок должен понять, что он не виноват в сложившейся ситуации.

Не виноваты его очки, его шрам, его худоба/полнота, веснушки, прыщи и так далее. Это понимание защитит от комплексов. Важно дать себе установку: да, я имею право быть таким, какой я есть. Я не должен меняться только ради того, чтобы понравиться своим одноклассникам.
 
Мне в этом плане ОЧЕНЬ помог тот факт, что мои лучшие подруги были вне школы. К тому же, они были старше. И они принимали меня такой, какой я была. Это помогло понять, что дело не во мне.
 
Причина травли – в самих мучителях. Полноценный, уверенный в себе человек НИКОГДА не будет издеваться над тем, кто слабее его. Это – способ самоутверждения и борьбы с собственными комплексами.

Это очень важный фактор, который Вы должны объяснить своему ребенку: «они издеваются над тобой, потому что они слабые. Они не нашли другого способа самореализации и, задирая тебя, таким образом борются с собственными страхами. Они стали «нападать» на тебя только потому, что сами боялись оказаться на твоем месте. За это они достойны жалости».

Да, это тоже решающая ступень преодоления – заменить чувство ненависти к обидчикам – чувством жалости. Кроме того, в некоторых случаях высказанное сочувствие может стать неплохим оружием.

Особенно это касается девочек, т.к. у мальчиков вопросы нередко решаются дракой. Если сказать мучителю: «Знаешь, а мне тебя жалко. Ты пытаешься меня задеть, потому что боишься. Потому что тебе самому – плохо», — в некоторых случаях это может стать завершением конфликта, потому что, «наступив» ему на самое больное, вы отбиваете охоту задирать вас.

По крайней мере, в моем случае это работало.
 
2. Игнорировать.
 

Да, это может показаться странным, но самый эффективный способ противостояния травле – это игнор. Обидчикам нужна реакция. Нужны слезы. Нужно, чтобы ребенок бегал за ними и пытался отобрать свою вещь.

Если не реагировать на обидные слова и толчки – обидчикам очень скоро надоест. Так что выдержка, выдержка и еще раз выдержка.
 
Первое время игнор дается нелегко. Трудно молчать, когда внутри все кипит от праведного негодования, но, поверьте, это того стоит. Не отзываться на обидные клички. Не огрызаться на грубости. Не пытаться отобрать свои вещи. Тогда обидчики быстро потеряют интерес.
 
У меня часто отбирали пенал, портфель или шапку, ожидая соответствующей реакции. Я в ответ со скучающим видом говорила: «Когда наиграешься, вернешь на место, ладно?». Сперва это вызывало злорадный смех, но в конце концов, все случалось по-моему: наигравшись, вещь бросали около моей парты или на одной из соседних.
 
Также именно благодаря тотальному игнору ко мне не прилепилась ни одна из обидных кличек.
 
3. Никогда не показывать, что тебе больно.
 

Еще один очень важный и очень сложный шаг. Те, кто затеял травлю, не должны видеть слез жертвы. Никогда.

Конечно, первое, чего хочется в такой момент – это плакать. И плакать можно и даже нужно – это отличный способ снять стресс. Но никто не должен этого видеть.

Поэтому – терпеть. Если совсем невмоготу, отпрашиваться на уроке, выходить в туалет и плакать там. Я, например, уходила плакать в школьный гадероб. По дороге домой или дома. Но никогда – на глазах у своих мучителей. 
 
Если они не будут видеть, как тяжело подросток переносит травлю, они скоро потеряют интерес, так как такой процесс не будет вызывать морального удовлетворения, ради которого травля и затевалась.
 
Да, держать себя в руках – очень сложно, но это того стоит.


 
4. Не жаловаться учителям.
 

То, что учителя не вмешиваются – не значит, что они ничего не видят. Педагоги понимают, что их заступничество может только сильнее навредить подростку.

Поэтому, как бы ни было трудно, жаловаться учителям – нельзя. Во-первых, это проявление слабости, которое в данной ситуации недопустимо. Во-вторых, ябед в подростковой среде не любят еще больше, чем белых ворон.
 
Искать защиты у учителей можно, но другим способом – оставаться с ними на перемене. Задавать вопросы относительно домашних заданий или любых интересующих вещей. Разумеется, в присутствии учителя никто не станет задирать ребенка.
 
5. Родители не должны вмешиваться.
 

Самое худшее, что может сделать родитель в такой ситуации – это вмешаться, искать управу на обидчиков через их родителей. Такое подростку точно не простят и травля, которая могла бы закончиться очень быстро, растянется на долгие-долгие годы.

Да, очень трудно смотреть на происходящее со стороны и не вмешиваться, но Вы должны это сделать. Ради своего ребенка.
 
При этом нужно объяснить подростку, что вы — на его стороне. И, если что, он может на Вас рассчитывать. Что Вы не вмешиваетесь, не потому, что Вам все равно, а потому, что знаете: если заступитесь за него – станет еще хуже.

Дайте ребенку понять, что Вы знаете о происходящем и всегда готовы его выслушать. Этого будет вполне достаточно.

Я частенько плакала у мамы на коленях. она гладила меня по волосам и говорила: «Ну хочешь, я позвоню маме Даши/Кати/Саши?». Я, конечно, не позволяла. Но самого факта, что мама спрашивает, мне хватало, чтобы держаться.
 
6. Злость на самого себя.
 

Да, как бы странно это ни звучало, злость тоже помогает. Я говорю не о ненависти к себе, а о спортивной злости, благодаря которой люди даже встают с инвалидного кресла.
 
Звучит этот посыл примерно так: «Почему я позволяю этим людям портить мне жизнь? Почему меня вообще должно волновать, что они обо мне думают?»
 
К кому-то эта злость приходит сама, в ком-то ее стоит подстегнуть.
 
Именно эта злость помогла мне в свое время встать на ноги. Это было уже после слабины в виде мыслей о самоубийстве. В какой-то момент я проснулась и поняла, что чуть не дошла до того, что готова была погубить свою жизнь...

И все из-за чего? Из-за того, что закомплексованные одноклассники играют в волейбол моим любимым пеналом?! Произошел щелчок в голове, я разозлилась и поняла, что больше никому не позволю портить себе жизнь.
 
Когда они перестали чувствовать мою реакцию даже на психологическом уровне, меня оставили в покое.
 
7. Эскапизм.
 

Еще одной очень полезной штукой при борьбе с последствиями школьной травли является возможность убежать от реальности хотя бы ненадолго и разгрузиться – ментально и морально.

Для этой цели подойдет абсолютно любое увлечение: коллекционирование, чтение, спорт, танцы – что угодно, что позволит занять досуг.
 
Часто «затравленные» подростки находят себе кумиров среди музыкантов и актеров. Не стоит этому мешать. Подросток опирается на своего кумира, как на костыль, и, погружаясь в его биографию, ненадолго забывает о собственных проблемах.

Кроме того, истории успешных людей часто содержат ключи к преодолению трудностей. В кумире подросток обретает опору и друга, и это делает его сильнее.
 
Так было в моей ситуации. И я очень благодарна маме за то, что она поддержала мое увлечение: позволила развесить фотографии, слушать музыку, разрешала покупать книги.
 
Именно с тех пор, как я обзавелась увлечением, мне стало по-настоящему наплевать на одноклассников и то, что они обо мне думают. И за это меня стали уважать.
 
Таким образом, в начале восьмого класса травля ПОЛНОСТЬЮ сошла на нет. Мы стали нормально общаться с теми, кто прежде меня прессовал (на уровне чистых формальностей, конечно).

А с некоторыми из зачинщиков даже подружились в выпускных классах, когда они наконец-то разобрались с собственными комплексами.
 
Меня недолюбливали до конца, но стали уважать. Вплоть до того, что классе в 10-м впервые пригласили на коллективную пьянку. Я, конечно же, отказалась, но это было показателем моей полной безоговорочной победы.
 
Таким образом, последний совет. Который я могу дать: не нужно искать одобрения, нужно искать уважение.
 

Искренне надеюсь, что кому-нибудь поможет мой жизненный опыт.


А что Вы думаете по этому поводу? Поделитесь!
Юлия Лебедева Ответить
2016-03-30 10:42:51
Юлия Лебедева
С дебютом Вас, Валерия! :) И спасибо за топик! +

Для меня эта тема сейчас актуальна — крестница заканчивает 4-й класс. У них постоянно формируются в классе группировки, одни смеются над другими и по кругу.

Больше всего мне не нравится, что она сейчас боится чем-то выделиться. Чуть что сразу мысль: «А вдруг будут смеяться».

Пытаюсь донести до неё, что сливаться с общей массой — это далеко не всегда хорошо. Не надо выпячивать какие-то свои достоинства или особенности, но при необходимости отстоять их нужно! И всё равно ведь придётся этому учиться, но чем позже, тем будет тяжелее.

Вообще, умение грамотно, без истерики и никого не обижая, отстоять своё мнение — задача не из простых даже для взрослого. А ребёнку ещё сложнее. Но начинать нужно…
Валерия Лэйт Ответить
2016-03-30 14:05:59
Валерия Лэйт
Спасибо! Очень рада, что топик оказался интересным:)

Да, то, что Вы описали — очень серьезная проблема. И Вы очень правильно действуете! Я искренне надеюсь, что Ваши разговоры с крестницей возымеют действие… Удачи Вам в этом нелегком начинании! И пусть у Вашей девочки все получится! 
Аня Merzuka Ответить
2016-04-03 21:53:57
Аня Merzuka
Спасибо большое за статью! Только увы, по моему опыту описанное в ней не всегда работает. Я тоже была объектом травли в школе, ситуация усложнялась тем, что во первых я пришла в новую школу в пятый класс, как раз в переходном возрасте, во вторых я училась в интернате, домой ездила только на выходные, а это значит, что я была со своими " мучителями" в режиме 24/5. И на подруг вне школы, надежды было мало. 
Валерия Лэйт Ответить
2016-04-04 19:09:08
Валерия Лэйт
Всегда пожалуйста!
Да, разумеется! У меня была наиболее типичная ситуация. Я не рассматривала крайние случаи, когда травля переходит в физическое насилие или когда, как в Вашем случае, ребенку приходится оставаться с обидчиками 24/5... 
Ну и, кроме того, нельзя не учитывать то, что все-таки у всех разная психология, разные семьи и т.д.

Я привела просто самый типичный случай и, соответственно, самые типичные методы, которые работали в моем случае и в жизни нескольких моих знакомых:)

Спасибо, что поделились, Анна! 

Комментировать