Занятия физкультурой в школе — есть ли польза?

Как-то на днях услышала мнение авторитетного детского психолога, что физкультура в школе сегодня, как она есть — ненужная и опасная для ребенка вещь. Причем не только с физической, но и с психологической точки зрения. Поскольку возразить психологу не было возможности, буду полемизировать с вами.
 Позиция психолога
 
Главный аргумент, который высказал специалист, заключается в следующем. Дети имеют разное физическое развитее, разные способности. А их заставляют выполнять одинаковые нормативы. В результате ребенок, который неспособен что-то выполнить в силу своего физического развития или особенностей, получает психологическую травму.
 
Даже если учитель ничего ему по этому поводу говорить не будет, одноклассники увидят и обязательно где-то когда-то припомнят и могут посмеяться. Да и сам ребенок тоже способен адекватно оценить свои возможности по отношению к другим. Поэтому физкультуру надо бы в школе вообще отменить.
 
Возможно, конечно, мнение специалиста имеет и другие основания, но высказано было только это. И меня это страшно возмутило, потому что по своему последнему образованию я, в том числе, и учитель физкультуры.
 
Мои контраргументы
 
В первую очередь у меня возник встречный вопрос: а разве по другим предметам у детей одинаковые способности и таланты? Ведь одному легче дается физика, другому — математика, третьему — биология, четвертому — языки и так далее. И здесь дети тоже способны самостоятельно оценить способности друг друга.
 
Моя подруга в школе на контрольных по математике всегда садилась так, чтобы у нас совпал вариант. Я ей отдавала свой черновик, чтобы она хоть что-то нарисовала, за что можно было поставить тройку. Она ходила на дополнительные занятия к преподавателю, но все равно отдавала себе отчет, что понять математику даже на школьном уровне ей не дано.
 
И ничего, никаких травм или насмешек со стороны других учеников. Точно так же и с физкультурой. Если ребенку не дается бег на длинные или на короткие дистанции — это никогда не было поводом для насмешек, даже если он не может компенсировать это другими достижениями.
 
По крайней мере, у меня в школе было так. Никто не чувствовал себя ущербным.

С чем соглашусь
 
А соглашусь с тем, что довольно часто учителя физкультуры относятся к своим обязанностям формально и чешут всех под одну гребенку. На самом деле, по всем нормам и требованиям, дети на уроке должны заниматься каждый в своей группе в соответствии с состоянием здоровья.
 
Но реализовать это на практике крайне сложно, учитывая еще сколько всяких бумаг должен заполнять учитель. Времени подготовиться к уроку в соответствии с требованиями каждой группы у него практически нет.
 
Но каждому учителю есть что сказать о сложностях соотношения норм и требований с практикой. Поэтому я за физкультуру в школе. А вы?
Татьяна Т Ответить
2016-06-01 16:55:43
Татьяна Т
Что же за развитие растущего организма без физических упражнений?!
 Нынешнее поколение и так много времени проводит сгорбившись за компьютером, планшетом или, в лучшем случае — за уучебниками. Отнимите у них еще и физкультуру и вырастут хлиппкие оранжерейные растения.

Я — за физкультуру в школе!
И, кстати, мои дети очень любят этот урок. 
Людмила Ягуза Ответить
2016-06-01 18:03:25
Людмила Ягуза
Да, я думаю, что как и с любым другим предметом, все зависит от того, насколько учитель может увлечь учеников и их организовать. А без движения вообще никак, не представляю, как может нормально развиваться ребенок.
Даша Ручей Ответить
2016-06-06 10:36:12
Даша Ручей
Я абсолютно согласна с тем, что все зависит, в первую очередь, от преподавателя и его отношения к детям. Это справедливо не только для физкультуры, но и для любых других предметов. Что уж говорить про школу, если даже в институте проблема сохраняется?!
В нашем ВУЗе практикуется раздельное проведение занятий по физкультуре у девушек и юношей. Поскольку специальность наша преимущественно все же мужская, то на занятие по физкультуре к педагогу приходят 1,2,3, максимум 5 девчонок. Понятно, что педагогу может быть просто неинтересно в таких условиях вести полноценное занятие. И вот результат: девчонкам дается задание, они его выполняют (или нет), а преподаватель уходит по своим делам и возвращается к концу пары.
Несколько лет назад у нас был случай. Преподаватель физкультуры, зная о такой ситуации, нашел «выход» из положения — осваивать йогу. Девчонок в группе было всего 3. В начале занятия преподаватель показал позу, в которой йог должен просидеть несколько часов, заставил девчонок принять такую позу, и ушел. Девчонки оказались ответственными, и все занятие провели в этой позе. Результат: двое из трех девчонок получили растяжение мышц спины (как оказалось, поза была на растяжку мышц), одной даже потребовалась госпитализация. После такого занятия месяц реабилитации! Хорошо еще, что без последствий обошлось! Так вот польза от этой физкультуры или вред? (Хотя, конечно, речь не о физкультуре, а о безответственности преподавателя...) На мой взгляд, никакая сверхъзанятость педагога не может быть оправданием его неподготовленности к занятию, ничем нельзя оправдывать такое отношение к ребятам и к своей работе. 
Ну а для тех ребят (школьников или студентов — не важно!), кому «повезло» с преподавателем, физкультура всегда будет одним из любимейших предметов: ведь для каждого можно найти то, что придется по душе ребенку и будет ему действительно полезно — было бы только желание у педагога!
Людмила Ягуза Ответить
2016-06-06 11:49:34
Людмила Ягуза
Нет, загруженность бумажными делами — это одно, а непосредственно урок — это другое. На уроке преподаватель все-таки должен присутствовать, а бумажки уже опосля. Тут, согласна, речь идет о безответственности.
Олеся Олеся Ответить
2016-06-08 00:21:46
Олеся Олеся
Я категорически против формализма. А ничем другим занятия физкультурой я назвать не могу. Предмет этот в школе ненавидела лютой ненавистью, я вот как раз из тех, кому нормативы не давались, не спортивная я девочка была. И насмешки по этому поводу были. 
Почему я считаю физру, в том виде, в каком она есть, злом. Мой основной довод заключается в том, что современная школьная программа непродумана, не логична и не соотнесена с возможностями ребенка и учитывая время, требуемое на хорошую подготовку письменных и устных предметов, желание сделать из детей к тому же чуть ли не олимпийских чемпионов (а у меня в школе было именно так) никак не соотносится с физическими возможностями ученика, просиживающего за уроками ВСЕ время.
Я за физкультуру без оценок, в форме зачета, это раз.
А два, физическим развитием ребенка должны заниматься родители, не лежать на диване, а ходить с дитем гулять, бегать и прыгать. ИМХО.
И предвосхищая вопросы: я как раз из отличников, не зубрилок, нет, а нормальных адекватных отличников (поверьте, таких не мало), поэтому знаю, о чем говорю. С детства я была (и остаюсь, ура) высокой и стройной, поэтому насмешки возникали в связи с фактом невыполнения нормативов, а не физическими возможностями или внешним видом.
Людмила Ягуза Ответить
2016-06-08 09:18:19
Людмила Ягуза
Понимаю Вас. Кстати, с формальной точки зрения программа как раз прописана с учетом всего того, о чем Вы говорите. Но в 90% случаев учителя этим не занимаются, а оценивают всех по общим нормам. Еще и амбиции учителя надо учитывать. В общем, согласна, нюансов много. проблема есть.

Ну, и согласна с тем, что уроком физкультуры физическое развитие ребенка не должно ограничиваться. Необходимо выстроить оптимальный режим дня, а это уже учителям не под силу.

Комментировать