Джон Медина "Правила мозга"

Вам интересно узнать почему мы быстро забываем только что полученную информацию? Как наш мозг реагирует на стресс? Есть ли зависимость между умственной и физической деятельностью человека?



Джон Медина уверяет, что ответы на эти вопросы можно найти в его книге «Правила мозга». Он завлекает не только приобретением новых, весьма нужных навыков, но и возможностью их использовать на благо себе в нашей повседневной жизни.

Согласитесь, выглядит заманчиво! Именно это и побудило меня выбрать и прочесть данную книгу. Кстати, написана она в 2008-м году, а переведена на русский только в 2014-м.

Оформление

Так как я люблю получать информацию (особенно большого объёма) из бумажных носителей, а не электронных, то внешний вид издания для меня всегда имеет большое значение.

Что могу сказать об этой книге? Её приятно держать в руках. Обложка жёсткая, интересно оформлена, но внутри книги только один рисунок.



А не плохо было бы иногда переключиться от текста и взглянуть на картинку по теме. Кстати, автор сам часто пишет, что для запоминания и комплексного представления, информацию в словесной форме нужно подкреплять иллюстрациями.

Переплёт хороший, прошитый, с удобной закладкой в виде узкой ленточки. Бумага белая, шрифт приятный, заголовки и подзаголовки выделены грамотно. 



Книга с первой минуты вызвала у меня ощущение аккуратности. Правда, потом оно было слегка подпорчено встречающимися в тексте опечатками, а то и ошибками: «И вся это происходит для того», «Это не правда», «Работает ли это психическая функция».

В интернете к подобным вещам я отношусь более снисходительно. Но в книгах всё же хотелось бы ответственного отношения к грамотности. К тому же, эти ошибки и опечатки отвлекают от основной мысли, приходится перечитывать предложение заново.

Трудное начало

Сзади книги указано примерное время прочтения. Оно составляет 6 часов. Я понимала, что мне этого не хватит. Я читаю довольно медленно. Люблю задуматься над интересующим меня фактом, обдумать новые идеи, пришедшие во время чтения. А потом ещё и сделать выписки в тетрадь.

Тем не менее, я была уверена, что книга пойдёт легко. Ошиблась. Первые главы убили моё хорошее впечатление от внешнего вида издания. Если бы я изначально знала, каких взглядов придерживается автор, то прошла бы мимо.

Я слишком далека от мысли о том, что мы произошли от обезьян. О глупости этой теории тут писать даже не хочется. Мировоззрение же автора полностью ей соответствует.

Пусть даже так, но читать на протяжении двух глав про «Развитие, которое спустило людей с деревьев в саванну» для меня было ужасно скучно и утомительно. Если бы меня это интересовало, я бы взяла в библиотеке труды Дарвина. 



Да и вообще в некоторых местах книги Медина обнаруживает слишком уж пессимистичные взгляды на жизнь. Для примера:

— «Для борьбы с жестокой окружающей средой...»
— "… символическое мышление полностью развивается к трём годам. Мы мало чем отличаемся от обезьян, пока не перерастём этот ужасный возраст."

Скажу честно, на каком-то этапе мне стало жаль времени, которое я трачу на это чтение. Но всё же привычка доводить дело до конца взяла верх. К тому же, хотелось получить об этой книге целостное представление. А это возможно только в случае полного прочтения.

Об авторе

Во вступлении Медина пишет о том, что имеет научно-исследовательские работы на тему нарушений психики. Также рассказывает, что долгое время проработал консультантом и является молекулярным биологом.

Многое из прочитанного вызывало у меня сомнения. Одним словом, с доверием к автору на первых порах у меня не сложилось. Я решила найти о нём информацию в интернете. Но, увы, она была минимальна и только на тех сайтах, которые продают его печатные труды.

Как потом я обнаружила, в конце книги есть глава «Об авторе» на 1,5 странички. И всё же хотелось бы прочесть о нём из какого-то независимого источника…

Очевидное и вероятное... 

В книге много совершенно обыденных вещей, которые мы все прекрасно знаем. Например: «Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация».

Приведу свой пример. Если я еду на работу и вижу рекламный плакат в течение нескольких секунд из окна автобуса, то полученная информация не займёт столько места и не сохранится так тщательно, как если я подойду к этому плакату во время прогулки и рассмотрю его, стоя перед ним 5 минут.

Разве этот факт кого-то удивляет? Нет. Не спорю, порой очевидные вещи тоже нужно где-то прочитать или услышать, чтобы заново осмыслить или придать им большее значение. Но стоит ли растягивать в книге такие мысли на десятки страниц?..

Впрочем, вот такие мысли я считаю поучительными и писать о них, конечно, надо. Для удобства решила сфотографировать:



Интересности

Тем не менее, дочитала книгу я до конца не зря. Да, в ней много «воды». Очень много… Но есть интересные факты и примеры.

1. Первое, что меня по-настоящему зацепило, это подробный разбор рекламы компьютера Apple (ролик вышел ещё в 1984-м году). Медина рассказал о подводных камнях и подтексте. Впрочем, когда я прочитала этот абзац другу, его не впечатлило. Но мне интересно всё, что связано с фирмой Apple, её создателями и продукцией.



2. Интересен результат исследования, главными героями которого стали пилоты. 26 минут дневного сна повышают работоспособность на 34%. Напрашивается вывод, что на людей других профессий такой отдых действует примерно также.

3. При том, что мозг составляет всего лишь 2% от общей массы нашего тела, он затрачивает 20% потребляемой организмом энергии.

4. При фразе «кора головного мозга» мне всегда представлялось что-то плотное и довольно толстое. А оказывается, кора не толще папиросной бумаги.

5. В книге рассказывается о том, что интеллект условно разделяют на 7 категорий. А ещё — его нельзя оценить при помощи IQ-теста.

Не так давно я как раз проходила подобный тест. Результат меня вполне порадовал, но сами задания показались необъективными. Сейчас я понимаю почему — практически все упражнения в нём были направлены на логико-математический интеллект. А 6 других категорий остались почти без внимания.

6. Запомнила из книги один факт, который попробую теперь применить на практике. Если нужно запомнить что-то в мельчайших подробностях, начинать запоминать нужно с ключевой идеи, а не с деталей! Их нужно выстраивать вокруг главной мысли. 

7. Меня заинтересовал пример, свидетельствующий о том, какое большое влияние оказывает окружающая обстановка на процесс запоминания. Родители обучали детей английскому и испанскому языкам в домашних условиях. 

По совету автора книги они устроили отдельно «испанскую» комнату и отдельно «английскую». Что это значит? В первую поместили предметы испанской культуры, все надписи и разговоры здесь — только на соответствующем языке. По аналогии и со второй комнатой. При таком подходе эффективность обучения значительно возросла!



8. Узнала, что непрерывный процесс обучения гораздо менее эффективен, нежели обучение с интервалами. Если всё-таки соберусь с силами выучить хорошо английский язык, применю это на практике :)

А пока Медина размышляет над тем, какой график обучения наиболее эффективен для школьников. И пришёл к такому выводу. Вот обычный учебный день. В нем изучается только один предмет. Урок идёт 25 минут. Через 1,5 часа снова 25-минутный урок с тем же самым материалом. Через какое-то время — ещё один такой же урок, с повторением в третий раз.

Но при такой системе годовую школьную программу можно успеть освоить только за 12 месяцев. Т.е. летние каникулы отпадают… Но зато Медина уверяет, что знания остались бы в голове надолго (их качество значительно бы возросло), и учителя освободили бы детей от домашних заданий. В них просто отпала бы нужда. 

Кстати, для сравнения: автор пишет, что при нынешней системе обучения (несколько предметов в один день, без повторения, с уроками длиной 40-50 минут) 90% полученных знаний забываются в течение первого же часа.

9. Пару месяцев назад я прочитала в топике Алины о том, что пол ребёнка зависит полностью от мужчины. Эта информация засела в мою голову. Медина тоже придерживается этой точки зрения и объясняет её так. Y-хромосому несёт именно сперматозоид, у яйцеклетки её нет, у неё две Х-хромосомы. Интересно, не правда ли?

10. Ещё меня поразила приведённая статистика: ежегодно попытки самоубийства совершают примерно 800 000 человек… Если принять население Земли за 7 млрд, то это всего лишь 0,01%. Но если прикинуть на себя, то ценность одной жизни становится очень велика! А тут 800 тысяч… и так каждый год!

Резюмируя

Часть полученной информации мне показалась интересной. Ею я и поделилась с вами! Но если бы всё это изложить в формате одной или двух статей (объёмом как наши топики), было бы более полезно и местами не так скучно.
Получить код для блога/форума/сайта
Комментарии
Юлия Лебедева Ответить
2014-08-26 14:38:38
Юлия Лебедева
Елена, почитайте мнения специалистов по этому поводу. Многие с этой теорией не согласны и считают, что не только мужчина влияет на пол будущего ребёнка. Если врачи и профессора медицины расходятся во мнениях и до сих пор сомневаются в правильности суждений, то что могут сказать об этом школьные учебники?
Елена Бондюгова Ответить
2014-08-26 09:00:55
Елена Бондюгова
«Пару месяцев назад я прочитала в топике Алины о том, что пол ребёнка зависит полностью от мужчины. Эта информация засела в мою голову. Медина тоже придерживается этой точки зрения и объясняет её так. Y-хромосому несёт именно сперматозоид, у яйцеклетки её нет, у неё две Х-хромосомы. Интересно, не правда ли?»  
Извините, но это в школе проходят. Или это была ирония? 
Юлия Лебедева Ответить
2014-08-22 02:09:21
Юлия Лебедева
Мне, видимо, тоже))

Комментировать