Джон Медина "Правила мозга"

Джон Медина "Правила мозга"

Предыдущий топик
Следующий топик
Вам интересно узнать почему мы быстро забываем только что полученную информацию? Как наш мозг реагирует на стресс? Есть ли зависимость между умственной и физической деятельностью человека?



Джон Медина уверяет, что ответы на эти вопросы можно найти в его книге «Правила мозга». Он завлекает не только приобретением новых, весьма нужных навыков, но и возможностью их использовать на благо себе в нашей повседневной жизни.

Согласитесь, выглядит заманчиво! Именно это и побудило меня выбрать и прочесть данную книгу. Кстати, написана она в 2008-м году, а переведена на русский только в 2014-м.

Оформление

Так как я люблю получать информацию (особенно большого объёма) из бумажных носителей, а не электронных, то внешний вид издания для меня всегда имеет большое значение.

Что могу сказать об этой книге? Её приятно держать в руках. Обложка жёсткая, интересно оформлена, но внутри книги только один рисунок.



А не плохо было бы иногда переключиться от текста и взглянуть на картинку по теме. Кстати, автор сам часто пишет, что для запоминания и комплексного представления, информацию в словесной форме нужно подкреплять иллюстрациями.

Переплёт хороший, прошитый, с удобной закладкой в виде узкой ленточки. Бумага белая, шрифт приятный, заголовки и подзаголовки выделены грамотно. 



Книга с первой минуты вызвала у меня ощущение аккуратности. Правда, потом оно было слегка подпорчено встречающимися в тексте опечатками, а то и ошибками: «И вся это происходит для того», «Это не правда», «Работает ли это психическая функция».

В интернете к подобным вещам я отношусь более снисходительно. Но в книгах всё же хотелось бы ответственного отношения к грамотности. К тому же, эти ошибки и опечатки отвлекают от основной мысли, приходится перечитывать предложение заново.

Трудное начало

Сзади книги указано примерное время прочтения. Оно составляет 6 часов. Я понимала, что мне этого не хватит. Я читаю довольно медленно. Люблю задуматься над интересующим меня фактом, обдумать новые идеи, пришедшие во время чтения. А потом ещё и сделать выписки в тетрадь.

Тем не менее, я была уверена, что книга пойдёт легко. Ошиблась. Первые главы убили моё хорошее впечатление от внешнего вида издания. Если бы я изначально знала, каких взглядов придерживается автор, то прошла бы мимо.

Я слишком далека от мысли о том, что мы произошли от обезьян. О глупости этой теории тут писать даже не хочется. Мировоззрение же автора полностью ей соответствует.

Пусть даже так, но читать на протяжении двух глав про «Развитие, которое спустило людей с деревьев в саванну» для меня было ужасно скучно и утомительно. Если бы меня это интересовало, я бы взяла в библиотеке труды Дарвина. 



Да и вообще в некоторых местах книги Медина обнаруживает слишком уж пессимистичные взгляды на жизнь. Для примера:

— «Для борьбы с жестокой окружающей средой...»
— "… символическое мышление полностью развивается к трём годам. Мы мало чем отличаемся от обезьян, пока не перерастём этот ужасный возраст."

Скажу честно, на каком-то этапе мне стало жаль времени, которое я трачу на это чтение. Но всё же привычка доводить дело до конца взяла верх. К тому же, хотелось получить об этой книге целостное представление. А это возможно только в случае полного прочтения.

Об авторе

Во вступлении Медина пишет о том, что имеет научно-исследовательские работы на тему нарушений психики. Также рассказывает, что долгое время проработал консультантом и является молекулярным биологом.

Многое из прочитанного вызывало у меня сомнения. Одним словом, с доверием к автору на первых порах у меня не сложилось. Я решила найти о нём информацию в интернете. Но, увы, она была минимальна и только на тех сайтах, которые продают его печатные труды.

Как потом я обнаружила, в конце книги есть глава «Об авторе» на 1,5 странички. И всё же хотелось бы прочесть о нём из какого-то независимого источника…

Очевидное и вероятное... 

В книге много совершенно обыденных вещей, которые мы все прекрасно знаем. Например: «Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация».

Приведу свой пример. Если я еду на работу и вижу рекламный плакат в течение нескольких секунд из окна автобуса, то полученная информация не займёт столько места и не сохранится так тщательно, как если я подойду к этому плакату во время прогулки и рассмотрю его, стоя перед ним 5 минут.

Разве этот факт кого-то удивляет? Нет. Не спорю, порой очевидные вещи тоже нужно где-то прочитать или услышать, чтобы заново осмыслить или придать им большее значение. Но стоит ли растягивать в книге такие мысли на десятки страниц?..

Впрочем, вот такие мысли я считаю поучительными и писать о них, конечно, надо. Для удобства решила сфотографировать:



Интересности

Тем не менее, дочитала книгу я до конца не зря. Да, в ней много «воды». Очень много… Но есть интересные факты и примеры.

1. Первое, что меня по-настоящему зацепило, это подробный разбор рекламы компьютера Apple (ролик вышел ещё в 1984-м году). Медина рассказал о подводных камнях и подтексте. Впрочем, когда я прочитала этот абзац другу, его не впечатлило. Но мне интересно всё, что связано с фирмой Apple, её создателями и продукцией.



2. Интересен результат исследования, главными героями которого стали пилоты. 26 минут дневного сна повышают работоспособность на 34%. Напрашивается вывод, что на людей других профессий такой отдых действует примерно также.

3. При том, что мозг составляет всего лишь 2% от общей массы нашего тела, он затрачивает 20% потребляемой организмом энергии.

4. При фразе «кора головного мозга» мне всегда представлялось что-то плотное и довольно толстое. А оказывается, кора не толще папиросной бумаги.

5. В книге рассказывается о том, что интеллект условно разделяют на 7 категорий. А ещё — его нельзя оценить при помощи IQ-теста.

Не так давно я как раз проходила подобный тест. Результат меня вполне порадовал, но сами задания показались необъективными. Сейчас я понимаю почему — практически все упражнения в нём были направлены на логико-математический интеллект. А 6 других категорий остались почти без внимания.

6. Запомнила из книги один факт, который попробую теперь применить на практике. Если нужно запомнить что-то в мельчайших подробностях, начинать запоминать нужно с ключевой идеи, а не с деталей! Их нужно выстраивать вокруг главной мысли. 

7. Меня заинтересовал пример, свидетельствующий о том, какое большое влияние оказывает окружающая обстановка на процесс запоминания. Родители обучали детей английскому и испанскому языкам в домашних условиях. 

По совету автора книги они устроили отдельно «испанскую» комнату и отдельно «английскую». Что это значит? В первую поместили предметы испанской культуры, все надписи и разговоры здесь — только на соответствующем языке. По аналогии и со второй комнатой. При таком подходе эффективность обучения значительно возросла!



8. Узнала, что непрерывный процесс обучения гораздо менее эффективен, нежели обучение с интервалами. Если всё-таки соберусь с силами выучить хорошо английский язык, применю это на практике :)

А пока Медина размышляет над тем, какой график обучения наиболее эффективен для школьников. И пришёл к такому выводу. Вот обычный учебный день. В нем изучается только один предмет. Урок идёт 25 минут. Через 1,5 часа снова 25-минутный урок с тем же самым материалом. Через какое-то время — ещё один такой же урок, с повторением в третий раз.

Но при такой системе годовую школьную программу можно успеть освоить только за 12 месяцев. Т.е. летние каникулы отпадают… Но зато Медина уверяет, что знания остались бы в голове надолго (их качество значительно бы возросло), и учителя освободили бы детей от домашних заданий. В них просто отпала бы нужда. 

Кстати, для сравнения: автор пишет, что при нынешней системе обучения (несколько предметов в один день, без повторения, с уроками длиной 40-50 минут) 90% полученных знаний забываются в течение первого же часа.

9. Пару месяцев назад я прочитала в топике Алины о том, что пол ребёнка зависит полностью от мужчины. Эта информация засела в мою голову. Медина тоже придерживается этой точки зрения и объясняет её так. Y-хромосому несёт именно сперматозоид, у яйцеклетки её нет, у неё две Х-хромосомы. Интересно, не правда ли?

10. Ещё меня поразила приведённая статистика: ежегодно попытки самоубийства совершают примерно 800 000 человек… Если принять население Земли за 7 млрд, то это всего лишь 0,01%. Но если прикинуть на себя, то ценность одной жизни становится очень велика! А тут 800 тысяч… и так каждый год!

Резюмируя

Часть полученной информации мне показалась интересной. Ею я и поделилась с вами! Но если бы всё это изложить в формате одной или двух статей (объёмом как наши топики), было бы более полезно и местами не так скучно.
5 лучших комментариев
Юлия Лебедева Ответить
2014-08-26 14:38:38
Юлия Лебедева
Елена, почитайте мнения специалистов по этому поводу. Многие с этой теорией не согласны и считают, что не только мужчина влияет на пол будущего ребёнка. Если врачи и профессора медицины расходятся во мнениях и до сих пор сомневаются в правильности суждений, то что могут сказать об этом школьные учебники?
2014-08-26 09:00:55
Елена Бондюгова
«Пару месяцев назад я прочитала в топике Алины о том, что пол ребёнка зависит полностью от мужчины. Эта информация засела в мою голову. Медина тоже придерживается этой точки зрения и объясняет её так. Y-хромосому несёт именно сперматозоид, у яйцеклетки её нет, у неё две Х-хромосомы. Интересно, не правда ли?»  
Извините, но это в школе проходят. Или это была ирония? 
Рита Жемчужина Ответить
2014-08-19 18:59:28
Рита Жемчужина
Судя по твоей статье, книга все же интересная))) Надо сказать, я тоже замечала много раз (сколько и проходила), что эти тесты на iq какие-то однобокие. Думается мне, человек может не сообразить как решить какую-то задачку с фигурами, только это не значит, что он тупой или интеллект у него хуже некуда. Необъективные они, это точно!!! Или, как ты написала, отражают только какую-то одну часть интеллекта)))
Zoia sl Ответить
2014-08-18 15:05:38
Zoia sl
Юля, информация в топике очень инетерсная. Уж не знаю, как сама книга. ))
№4 «Кора не толще папиросной бумаги» — очень удивилась!!! Я тоже представляла что-то толстенное )))
№8 — про учение с перерывами — согласна! Я всегда учу с перерывами. И дочку обучаю по этому принципу. Правда, 25 минут учебы и 1,5 часа отдыха — многовато мне кажется.
№10 Стаститика поразила… Не хочется верить...
Юлия Лебедева Ответить
2014-08-18 16:15:54
Юлия Лебедева
Да, всё так... 
Про перерывы — я это наиболее ярко замечала в школе в плане разучивания стихов. Если я начинала учить, как только задали (как правило, это было за 4-6 дней), то всё было замечательно. Если учила за два дня или вообще накануне — запоминала намного хуже, хотя времени в сумме тратила больше. И ещё нервничала в итоге из-за этого.

Комментировать