Что такое хорошо, или Нравственное воспитание ребенка

Я заметила, что моя 5-летняя дочь, когда возвращается из детского сада, часто с удивлением рассказывает о поведении других деток. Выглядит это примерно так:

— Мама, а Ярослав сегодня воспитателю язык показывал! Представляешь, какой невоспитанный! А девочки кривлялись и были похожи на обезьянок. Мама, а их родители разве не учат, как себя нужно вести? 

Что тут скажешь ребенку? Я начинаю объяснять, что родители учат всех деток хорошему поведению, а Ярослав (Маша, Кристина, Оля) просто хотели пошутить. И вообще, они очень хорошие малыши.

А так ведь и есть! Они очень хорошие ребята. Вот только очень часто я вижу в раздевалке, как мама этого Ярослава, забирая его из сада, не обращает внимание на его кривляния в адрес других детей и на истерики, которые слышны по всему саду.

Предлагаю поразмышлять о том, что должны делать родители, чтобы донести любимому чаду, что такое хорошо, а что такое плохо.

Оценивайте поступки

Если вы с ребенком становитесь участниками ситуаций с детьми, где один из детей проявляет жадность, гнев, агрессию, психологи советуют акцентировать внимание на поведении такого малыша и давать его поведению объективную оценку.

Например, можно оценить поведение так: «Вот видишь, мальчик поступил плохо. Он не поделился печеньем с братом». И ни в коем случае нельзя говорить: «Мальчик — жадина» или «Это плохой мальчик».

Также необходимо поступать и с хорошим примером. Обращайте внимание ребенка на добрые дела других детей. Например: «Маша очень хорошо поступила: она помогла маме убрать со стола». 

Хвалите по делу

Главное правило похвалы заключается в том, что хвалить ребенка необходимо за то, чего он действительно добился своим трудом. Не стоит хвалить ребенка за его повседневные обязанности. Например, за застеленную кровать хвалить не стоит, чтобы ребенок не воспринимал это, как одолжение, сделанное взрослому. За это нужно благодарить.

А хвалить необходимо за аккуратно написанные буквы (если ребенок этому только учится и прилагает много усилий) или хорошие результаты на тренировке.

Моделируем ситуацию

Можно играть с ребенком в увлекательную игру, которая научит его отличать хорошие поступки от плохих. Правила игры просты. Вы моделируете ситуацию, один из участников которой совершил плохой поступок. Задача ребенка — назвать героя, который поступил плохо.

Для малышей можно придумывать самые простые ситуации, для детей постарше — с более запутанным сюжетом.

Как вы считаете, какими еще способами можно развивать нравственность у детей?

Комментировать