Дисциплинированный ребенок: как этого добиться?

Недавно осознала, что моей дочери все-таки не хватает дисциплинированности, что совсем не поможет ей в школе. Поднапряглась и отыскала несколько приемов, которые теперь помогают ее организовать.
Проблемная ситуация
 
Меня всегда угнетало, когда меня одергивали: это нельзя, туда не иди, так не делай и тому подобное. При этом я совершенно не понимала, почему же мне это запрещают, а объяснять никто не объяснял. Аргументы в духе «ты же девочка» и «так нехорошо» звучали совершенно неубедительно.
 
Поэтому в общении с дочерью я взяла себе за правило всегда объяснять, почему я ей что-то не разрешаю, к чему может привести разрешение сделать это. Но если я видела, что какие-то ее действия не грозят страшными последствиями, я ее не одергивала.
 
Пусть они и идут вразрез с общепринятыми стандартами «нормального» поведения ребенка, но если моему ребенку это доставляет удовольствие и радость, никто от этого не страдает, то почему бы и нет?
 
Но, видимо, есть у такой вседозволенности и обратная сторона медали. Не знаю, связано ли одно с другим, но я заметила, что у дочери все-таки есть проблемы с дисциплинированностью. И в преддверии школы с этим надо что-то делать.


Как исправить ситуацию

 
В результате я пришла к таким решениям:
 
1. Установить правила жизни.

Все детские психологи, которых мне довелось слышать, утверждали, что детям по жизни нужны правила. И чем четче они будут сформулированы (а еще лучше – прописаны), тем лучше.
 
Это не деспотизм. Ребенку еще трудно сориентироваться по жизни, поэтому ему нужно четко знать и понимать, что, куда и к чему. Поэтому постепенно прописываю самые важные моменты в жизни. Придя с улицы надо переодеться, помыть руки; есть на диване нельзя, сначала едим кашу, затем печенье и многое другое.
 
Но, выставляя эти требования, я объясняю, зачем я это делаю, что хочу предотвратить и чего добиться. И самое важное — надо быть готовой повторять это неоднократно, пока у ребенка не войдет в привычку.
 
2. Отсчет.

Не знаю, как и почему это действует на детей, но даже на площадке не раз наблюдала. Когда мама что-то требует от ребенка, а тот артачится, она начинает считать. И ребенок делает! Хмурится, пыжится, злится, но делает.
 
Я давно использовала этот прием, но во время счета задавалась вопросом: а что я буду делать, когда досчитаю до обещанных десяти, а ничего не изменится? Слава Богу, такого ни разу не было.
 
Но надо себе четко отдавать отчет, что же я буду делать, когда скажу заветное «Десять!». Мало того, об этом надо сообщить ребенку до того, как отсчет начнется. И обязательно выполнять свое обещание.
 
3. Часы.

Тяжело что-то требовать от ребенка сделать быстро, когда он слабо ориентируется в этих понятиях. Даже сейчас, когда я дочь четко ограничиваю по времени, она всегда уточняет: «А ты мне каких две минуты даешь: быстрых или медленных?»
 
Отлично этот вопрос помогли решить настенные часы со стрелками. Ребенок видит их ход и может сам себя контролировать. Это отлично сочетается с первым пунктом. Чтобы дочь не заявляла о том, что хочет есть, когда уже улеглась спать, или чтобы она вовремя успела завершить игры перед вечерним купанием, я ей объяснила время на часах.
 
Если она хочет есть, должна мне об этом сказать не позже половины восьмого. Позже я ей варить кашу не буду. Ровно в девять она должна идти купаться. Ровно в десять лежать в кровати.
 
Она еще не может правильно назвать время, но уже четко ориентируется в стрелочках на часах. Поэтому организовать и дисциплинировать ее стало легче.
 
А у вас есть свои правила дисциплинирования ребенка?

Комментировать