Если ребенок не понимает смысла прочитанного

Иногда я задумываюсь о том, как дочь понимает смысл прочитанного и увиденного, если большинство из этого она ни разу не видела даже на рисунках? Например, сказки о море и зверях в раннем детстве или технические устройства и принцип их работы.
 

 
Взять бы хотя бы любимую всеми сказку о Золушке. Здесь и зола, и странное слово «мачеха» и непонятный процесс «завивания локонов». Не знаю, как у вас, но у нас в семье эти слова не употребляются, а вот дочь делает вид, что смысл сказки ей понятен. Но при более детальном допросе оказывается, что понятно не все.
 
Обсуждение прочитанного
 
Я стараюсь не читать книги просто так, для галочки. В свободное время мы обсуждаем сюжет и персонажей. Я неоднократно замечала, что дочь запоминает стойкие фразы и выражения из книг и часто довольно умело и в тему использует их. А вот слово, вырванное из контекста, часто ставит ее в тупик.
 
Если я замечаю в ее лексиконе такие фразы, то делаю вид, что не понимаю их смысл и прошу объяснить мне подробнее. Иногда ее объяснение оказывается правильным, иногда не очень. Но ведь для того и существуют разговоры, чтобы вместе приходить к истине.
 
Знакомые незнакомцы
 
Многие слова воспринимаются легче, если понимать смысл их «производства». Пример для родителей: тетя Ася с порошком Ас, а вот многие дети, например, не знают, почему Золушку называют Золушку, а ковер-самолет – называется именно так, а не иначе.
 
Таких слов не так мало, как может показаться на первый взгляд. Здесь и Конек-Горбунок, и царевна Несмеяна, и даже мышка-норушка.
 
Изложение
 
Чтобы выявить непонятные для ребенка слова, можно попросить его пересказать произведение своими словами. В таких случаях я вижу, что дочь часто предпочитает избегать употребления непонятных ей слов.
 

 
Их же я стараюсь использовать в повседневной речи, часто использую их. Ведь так не хочется ограничивать словарный запас и свой, и ребенка.
 
Зачем читать?
 
Можно миллион раз твердить о пользе развивающих видео и общения, но я считаю, что все-таки чтение лучше всего развивает и детей, и взрослых. Пока ребенку читаем мы, прекрасно развиваются слуховая память, воображение, образное мышление.
 
А если подбирать для чтения книги разные, то таким образом мы своими же силами формируем великолепный словарный запас наших детей. С множеством прилагательных, синонимов, фразеологизмов и т.д.
 
И наша задача как раз и состоит в том, чтобы ребенок не боялся мира книг, который полон множества незнакомых слов. Ведь именно этот словесный багаж и определяет богатство и грамотность речи, которые в цене всегда.
 
Какую бы книгу мы не взяли, в любой масса незнакомых для ребенка слов. Взять, например, любимую нашу: «Волшебник Изумрудного города». Как оказалось, для дочери слово «изумрудный» ассоциировалось то ли с красивым, то ли с большим, но никак не с драгоценным камнем. А недавно при покупке бусинок она сказала: «Давай купим вот эти – изумрудного цвета». Не зеленого, а именно изумрудного! ;)
 
Не забывайте общаться с детьми, не забывайте ставить на их место себя. Знали ли мы в пять лет, что такое сусеки, невесомость и шестеренки? Я – нет. Так давайте же объяснять прочитанный материал детям!  
 
Ира Нова Ответить
2014-08-22 23:24:40
Ира Нова
Я до сих пор помню, что в «Волшебнике Изумрудного города» встретила слово «ультиматум». Я тогда уже читала сама, но не помню, сколько лет мне было, я пошла спрашивать значения слова у родителей. А недавно мы с дочкой читали «Тимур и его команда» и тоже это слово встретилось. Она сразу же спросила, что это? Хотя не всегда переспрашивает, я старюсь проверять в таких случаях, точно ли «дошло»?

Комментировать