Как реагировать на капризы ребенка

Мне кажется, детей, которые никогда не капризничают, не бывает. Только вот дети по-разному свои желания выражают, а родители по-разному на них реагируют. Как же реагировать правильно? Кажется, если откажешь, то ребенок расстроится, а если согласишься, то чадо сядет на шею и ножки свесит.
 

 
Что же такое «каприз»?
 
Если обратиться к толковому словарю, то мы узнаем, что каприз – это необоснованное, своенравное желание; прихоть или причуда.
 
Т.е., желание попить – это не каприз, каприз – это если ребенок со слезами на глазах требует пить именно «вон тот сок с красным драконом на упаковке» и не соглашается на альтернативные варианты.
 
Причины
 
Основной из них детские психологи называют желание привлечь внимание родителей или окружающих в целом. Театр существует, пока есть зрители, и многие дети с удовольствием устраивают подобные показательные выступления в общественных местах.
 
Еще одной причиной можно назвать обилие выбора. Например, когда ассортимент игрушек в магазине огромен, моя дочь непременно может придумать что-то эдакое, чего на прилавках нет. Такая перенасыщенность современных детей развлечениями делает частыми капризы из серии «хочу то, не знаю, что».
 

 
Еще одной причиной, которую я обычно стараюсь исключить, является «недосып-голод-усталость». Обычно я просто по очереди перебираю эти пункты, и если один из них подтверждается, я срочно стараюсь исправить это.
 
Как реагировать?
 
Мне кажется, что истина, как обычно, где-то посередине. Мама часто говорит мне, что мы балуем дочку, потакаем ее прихотям и стремимся удовлетворять большинство ее желаний. В том-то и дело, что «большинство», а не все.
 
Если у меня есть возможность купить ей этот самый сок с красным драконом, то почему же я должна отказывать, ведь дочь хочет именно его? Просто из-за того, чтобы не разбаловать ребенка?
 
Я выбрала такую тактику поведения: если желания дочери не абсурдны, не требуют громадных финансовых затрат и не опасны для здоровья, то моя реакция на них положительна. В остальных случаях лучше не отвечать на просьбы сухим «нет».
 
Хуже односложного отказа может быть только сопровождение его фразами «потому что я так сказала», «потому что нет» или «нет и точка» и т.д. Неужели жалко нескольких минут, чтобы объяснить, что от 5 пачек мороженого вырастет большая попа, а если прыгать с последней ступеньки лестницы, велика вероятность поломать ножку. 
 
Кстати, ситуации с детскими капризами можно использовать и в полезных целях. Например, научить детей нести ответственность за свои решения.
 
Так, однажды дочь неистово захотела шоколадное яйцо в магазине и на нее не подействовали даже объяснения о том, что из-за покупки нам придется идти домой пешком. В итоге яйцо мы таки купили, шли домой под дождем около часа, но вывод в итоге был верным: «И действительно, зачем мы это яйцо покупали?»
 
Иной раз лучше не объяснять, а показать последствия детских прихотей. Например, когда-то дочь очень, прямо до слез, просила разрешить ей покушать в кровати. Что ж, я разрешила, но в крошках пришлось спать ей. Сюда же можно отнести и нежелание надевать шорты: однажды прокатившись на горке в юбке дочь больше не возражает.
 
Опять же, важно рассказывать детям и о том, откуда появляются деньги, о том, что невозможно купить все на свете. Каждый новый год мы с дочерью покупаем небольшие подарки детям из детского дома, и я всякий раз рассказываю ей, что есть такие детки, которые не имеют ни кукол, ни компьютера, ни шоколадных яиц ежедневно.
 

 
Хитрости
 
Не скрою, иногда срабатывает техника отвлечения. Так, от покупки ненужного дочку иногда можно отвлечь приобретением копеечных мыльных пузырей или чего-то действительно полезного.
 
Еще один способ, который в большинстве случаев срабатывает, — перевод стрелок на папу. Правда, я стараюсь отойти от банального «папакупит», а пытаюсь объяснить, что эта покупка слишком важная, нам нужно обсудить ее целесообразность всей семьей и т.д.
 
Результаты
 
Сейчас мне даже не верится, что моя дочь могла истошно реветь на весь магазин из-за китайской безделушки еще 3 года назад. Я вообще считаю, что дети до 3 лет совершенно не понимают подробных объяснений, им лучше либо уступить, либо вывести из магазина.
 
И как же я рада, что с 5-летним ребенком я сейчас могу договориться абсолютно во всем и в каждой ситуации могу найти компромисс. Все-таки, мне кажется, что отчасти причина именно в правильной реакции на них на протяжении предыдущих лет.
 
А как вы реагируете на детские капризы?
 
Получить код для блога/форума/сайта
Комментарии
Интуиция сайта
2014-07-09 09:04:34
Интуиция сайта
Уважаемые читатели, оставьте комментарий, автор статьи будет рад вашей благодарности, а разумную критику обязательно учтет при написании других статей. Мы вместе делаем этот сайт лучше.

Комментировать