Как я учила дочку читать

Как я учила дочку читать

Предыдущий топик
Следующий топик
Я уже давно пришла к мысли, что главный недостаток отечественного образования в том, что многое делается из-под палки, для галочки, и все это нагоняет тоску.
 
Поэтому заниматься со своим ребенком я решила с помощью игр, плюс сразу показывая практический смысл новых навыков. И, главное, без особых напрягов. Если нет настроения — не заставляю. Но если вдруг вошли во вкус — бросаю все дела, и мы занимаемся, пока не надоест.


Застряли на первых страницах



Мы с дочкой впервые взялись за букварь, когда ей было четыре года с небольшим. Это был букварь Надежды Жуковой, который рекомендовали нам все вокруг: от министерства образования до более опытных родителей.
 
Первые пару занятий прошли на «ура». Там нужно было всю страницу читать букву «А» то большую, то маленькую. Ребенку очень понравилось, она почувствовала, что уже умеет читать, а ведь так приятно хвастать перед подружками: «А я уже умею читать».
 
Но буквально с третьего занятия появились проблемы. Складывать буквы в слова оказалось не таким простым и интересным занятием, как повторение одной и тот же «а». И честно скажу, заметив перемены в отношении к букварю, я не стала силком тащить дочь за книгу. Я понимаю, что важно еще и привить интерес к чтению. А как же добьешься добрых отношений с книгой, если приходится знакомиться с ней из-под палки?
 
Мы выждали год, и вернулись к тому же жуковскому букварю. История повторилась: складывать буквы в слоги не хотелось. После нескольких уроков один вид зеленой книжки вызывал в ребенке бурю эмоций. Я понимала, что откладывать обучение еще на год не получится: скоро в школу.
 
Обучались на «местном» материале


В первую очередь, я решила убрать букварь с глаз долой. Пройденные буквы и слоги я написала на картонках размером примерно 3Х3 см. Кроме использовавшихся в одобренном пособии материалов, добавила короткие слова из знакомых слогов.
 
Целые слова, имеющие (в отличие от слогов) смысл, больше понравились моей дочке. Так мы и продвигались дальше: я тайком подглядывала в букварь, чтобы узнать, какие там слоги дальше по «программе», писала их на картонках. Дочка читала слоги.
 
При этом мы старались новые слоги тут же максимально использовать со смыслом, составляя короткие слова: шум, шар, муха. Странно, но не все из этих слов встречались в учебнике.
 

Когда буквенный запас ребенка достаточно пополнился, мы стали переходить к коротким предложениям и словам из окружающего мира. Этими словами были имена мультяшных героев, знакомых девочек, мальчиков, собачек и кошечек. Все это было близко ребенку и вызывало только позитивные эмоции.
 
Предложения я старалась сочинять забавными, они не должны были оставлять читателя равнодушным. Ну, кого интересует, что мама моет раму? А если из двух предложений получалась история, которую можно было развить уже устно, было совсем замечательно. «Му-ха у-ку-си-ла сло-на. Слон пла-кал». Дальше мы обсуждали, как утешить слона, как наказать муху, и приходили к мысли, что хорошо бы всем вокруг дружить.
 
Буквы оказались повсюду вокруг нас



Когда мы познакомились почти со всеми буквами, Женя интересовалась вывесками на улицах и надписями на упаковках с продуктами. В этот момент важно было показать, что уметь читать – необходимость, иначе не узнаешь, с чем мороженое и что кладут в любимую пиццу.
 
Следующим этапом были игры со словами. У нас был набор наклеек, я загадывала слово, обозначающее одно из изображений, рисовала клеточки, как в «Поле чудес». Дочка называла буквы, а когда угадывала слово целиком, приклеивала под ним картинку.
 
Дети вообще очень любят наклейки. С ними у нас была еще одна игра. Я рисовала домик, а над ним табличку, кто в нем живет. Женьке нужно было прочитать имя жильца, а потом наклеить соответствующую картинку. Если дом оказывался магазином, то в него вклеивались всякие продукты и другие товары. Так мы рисовали небольшие городки.
 
В итоге мы перешли к книжкам, где мало написано и много картинок. В идеале, чтобы книжка была тоненькая. Ведь так круто, когда можно сообщить бабушке: «А я сегодня сама книжку прочитала от начала до конца!».
 
А как вы учились читать? Какие вы использовали хитрости?
Предыдущий топик
Следующий топик
5 лучших комментариев
Катерина Кру Ответить
2014-08-08 11:14:19
Катерина Кру
А мне очень понравилась идея с наклейками и домиками, ей точно понравится, будем туда сначала заселять Китти и Винкс, а там думаю пойдет))

Моя дочь хвастается еще лет с двух, когда проезжаем знак Стоп, его называет, изумлению бабушек/дедушек/других пассажиров нет предела! Она что уже читать умеет?!!, а покажи ей тот же слог «то» не прочтет, сразу говорит «я не знаю», хотя буквы по отдельности называет и пишет эти. Будем брать хитростью) спасибо за очень познавательный топик! 
Ира Нова Ответить
2014-07-23 16:04:56
Ира Нова
К стастью, «мэа» и «мыа» нас миновали… Но переучиваться действительно всегда тяжело. У нас была проблема с добавлением по букве.То есть получилось так, что ребенок уже читал слогами. А потом мы с мужем уехали на две недели и дочка осталась на бабушкином попечении. Мне не удалось потом выяснить, кто виноват — бабушка или подготовишка — но когда я вернулась, дочка читала так: «б-а-ба +р- бар +а -бара....» вобщем слово «барабан» читали минуты две.
Zoia sl Ответить
2014-07-23 12:06:30
Zoia sl
Проще всего учить ненавязчиво. Вот мне стоит сказать — садись, доча, щас как начнем учиться. Она резко хочет пить/есть/в туалет/животик болит/у куклы понос. В общем, 1000 и 1 причина не учиться. )) А если идем и я показывают на вывески, или читаю книгу, говорю — смотри, буква/слог/слово, назови-ка. Сразу называет.
Ира Нова Ответить
2014-07-22 12:39:22
Ира Нова
Многие начинают учить сразу все буквы по алфавиту, но, я много раз
слышала, что для обучения чтению это не нужно. К тому же, когда учат
читать, важно называть буквы звуками, то есть не «бэ», а «б». Потом
легче в слоги складывать, а то может получиться не «ба-ба», а «бэа-бэа».
Ира Нова Ответить
2014-07-22 10:13:46
Ира Нова
Мне его настоятельно рекомендовали знакомые, у которых дети постарше и учились читать по нему. Плюс дочка тогда посещала занятия логопеда, и логопед тоже одобрительно отзывалась об этом букваре. Вероятно, программа там в самом деле правильно выстроена, но важен еще и подход.

Комментировать

Вы не против подписаться на лучшие рецепты Алимеро?

×