Критика детских творений

Большинство детей любят творить. Пусть не все  увлекаются рисованием, но ведь им творчество не ограничивается, есть еще лепка, поделки из бусин и песка, аппликации, декупаж, бисероплетение, конструирование, декор глиняных фигурок и много других вариантов.
 

 
И каждый раз ребенок гордо бежит к родителям, чтобы услышать их мнение о результате своей деятельности. И тут у взрослых возникают смешанные чувства – вроде бы и хочется похвалить малыша за старания, но с другой стороны совершенно ясно, что творение до идеала не дотягивает. Как же критиковать результаты детского творчества так, чтобы не расстроить ребенка?
 
Похвала
 
Недавно я писала обзор на книгу «Мифы воспитания. Наука против интуиции.», где авторы с пеной у рта доказывают, что постоянно хвалить ребенка не стоит. Особенно, это касается стандартных клише «Молодец», «Умница» и т.д.
 
По их мнению результатом такой постоянной похвалы будет нежелание ребенка прилагать усилия для достижения своей цели, ведь родители хвалят его постоянно, вне зависимости от стараний, а просто за то, что он сделал хоть что-то.
 
В данном случае авторы дают дельный совет – конкретизировать похвалу. Т.е., вместо стандартного «Молодец, какой красивый рисунок!» сказать «Ты хорошо подобрал цвета» или «Ух ты, у тебя кошка прямо как настоящая!»
 
Да, на такие детальные объяснения требуется больше времени и внимания, но это ведь наши дети, они важнее телевизора и соцсетей!
 

 
Критика
 
Она необходима, но высказывать ее нужно как можно более осторожно и деликатно. Далеко не все дети дошкольного возраста создают идеальные рисунки и поделки, скидку на возраст нужно делать обязательно. Но я никогда не позволю себе сказать «что это за размазня», ведь после такой оценки дочь долго не возьмет в руки фломастеры.
 
Я стараюсь не констатировать факт («а вот твой кот больше похож на осьминога»), а задаю наводящие вопросы, пытаюсь выяснить, почему дочь сделала именно так, а не иначе. Еще один вариант – оценить не результат, а усилия («ты так внимателен к деталям»).
 

 
Когда-то я читала статью о «жутких» рисунках одной девочки, которые были усыпаны точками разных цветов. Мама даже к психологу ее повела, а оказалось, что ребенок просто таким образом изображал песок, который уж очень понравился ей во время отдыха на море.
 
Может, дело в том, что малыш просто не умеет и не знает, как изобразить то, что ему нужно. И наша задача – показать ему, как это сделать.
 
Иногда я предлагаю дочери изобразить неудачные элементы иначе, показываю, как это сделать. Так, совместными усилиями мы улучшаем навыки.
 

 
Реакция на критику
 
Этот момент тоже не стоит упускать. Ведь обычно лояльны в своих высказываниях только близкие люди, а посторонние взрослые и дети могут ненароком высказаться достаточно резко.
 
Здесь есть несколько нюансов. Во-первых, дети должны уметь трезво оценивать себя и результаты своей деятельности. Это ведь не всемирно известный художник, у которого даже каракули на салфетке имеют сумасшедшую ценность. В интернете есть огромное количество материала о том, как в совершенстве овладеть хотя бы базовыми понятиями многих видов творчества.
 

 
К тому же, не лишним будет объяснить ребенку, что недостаточно просто захотеть. Чтобы получить достойный результат, нужно трудиться, тренироваться и оттачивать технику.
 
Уже несколько месяцев дочка посещает занятия по различным видам творчества. С одной стороны такое стремление радует, с другой – результаты улучшаются, а с третьей – невозможно требовать от пятилетнего ребенка филигранной техники в том же декупаже.
 
Здесь нельзя не поблагодарить учительницу, потому что дочь во время презентации своих работ всегда добавляет, что она только начала учиться, поэтому не стоит обращать внимания на некоторые погрешности.
 
Есть еще прекрасная фраза «Я художник, я так вижу». Конечно, не стоит опускаться до уровня известного анекдота, но иногда именно она является оптимальным ответом на критику. Конечно, это не ответ на неаккуратно выполненную работу, но иногда он подходит как нельзя лучше.
 

 
Мое мнение
 
Хочется еще раз отметить, что к детским работам нужно относиться максимально внимательно и тактично. «Обидеть художника может каждый», а вот критиковать так, чтобы у дошкольника появилось внимание совершенствовать свои навыки и создать еще как можно больше работ – это несложно и доступно каждому.
 
Проще всего бросить через плечо стандартное «Молодец», не отрываясь от экрана телевизора, труднее, но результативнее вместе разобрать поделку по частям, отметить моменты, которые получились удачно и те, над которыми еще нужно работать.
 
А как вы критикуете детское творчество?
 
Светлана Стороженко Ответить
2015-01-14 01:43:30
Светлана Стороженко
Замечательная статья и очень актуальная для меня. Только вчера задумалась над вопросом похвалы ребенка. Ну и конечно вопрос корректной критики не менее важен для меня, хоть и не так актуален пока.
Алина Юнония Ответить
2015-01-14 11:18:48
Алина Юнония
Вот и я стараюсь хвалить и критиковать аккуратно )
Vika Gorobets Ответить
2015-01-14 16:47:53
Vika Gorobets
Я не критикую, но помогаю исправить. Помню, как критиковала меня моя мама, теперь не повторяю ее ошибок.
Алина Юнония Ответить
2015-01-14 16:56:34
Алина Юнония
критика имела последствия?

Комментировать