Правила общения между дошкольниками

Мы немало внимания обращаем на отношения ребенка с взрослыми людьми – близкими и посторонними, учим вежливости и хорошим манерам. При этом не стоит забывать и о том, что общение детей между собой – не менее важный процесс, которому также необходим контроль родителей.
 

 
Я часто наблюдаю, как дети дошкольного возраста играют, а родители совершенно не следят за их общением. И иногда уже в этом возрасте детском лексиконе начинают проскакивать нехорошие слова, попытки манипулировать другими и т.д.
 
Мальчики vs Девочки
 
У нас в детсаду большое внимание уделяется именно отношению мужского пола к женскому. И пусть мальчикам до мужчин еще далеко, но воспитательница упорно объясняет им правила этикета. У нас девочек всегда пропускают вперед, подают им верхнюю одежду, помогают, если что-то не получается.
 
Здесь важно следить и за тем, чтобы девочки не увлекались чрезмерно своим «положением в обществе». Ведь, получается, что можно обижать мальчишек из соображений «мне не дадут сдачи, ведь я же девочка».
 
В плане поведения все-таки следует делать упор на воспитании универсальных правил, но и о некоторых привилегиях женского пола забывать не стоит.
 
Речь
 
Ох уж эти ссоры с обзывания и обидными словами! Я часто замечаю, что даже обычное слово, которое сказано с определенной интонацией, может обидеть ребенка. Проблем с бранными словами у нас с дочерью нет, она и без них хорошо придумывает выражение своих эмоций.
 

 
Недавно она обозвала своего друга «копченой колбасой» — в итоге мальчик расплакался. Пытаясь успокоить его, дочка ласково сказала: «ну ладно, давай ты будешь просто вареным яйцом!» Честно говоря, я ничего плохого здесь не вижу – ребенок выражает эмоции при помощи совершенно нормальных, не ругательных слов. Как можно обижаться?
 
Как обычно, начинать нужно со своей речи. Если она в семье не фильтруется, то и ребенок будет разговаривать аналогично. Делать ему замечания бессмысленно, ведь и мама с папой говорят также, значит, и ему можно!
 
Еще одна проблемная категория – слова, которые вроде бы и не бранные, но и от их употребления лучше отказаться. Я имею в виду названия гениталий. С одной стороны, это не постыдно, но с другой, зачем кричать об этом на всю площадку? Опять же, без воспитательной беседы не обойтись. Я пытаюсь объяснить дочке, что «это» — понятие интимное и личное, но, ни в коем случае не плохое. Просто об этом не принято говорить громко, вслух и с посторонними.
 
Конфликты
 
В пять-шесть лет дети обычно в состоянии разрешить большинство конфликтов самостоятельно. Несмотря на это, во время прогулок я глаз с дочери не свожу – всегда вижу, чем она занимается, о чем и с кем разговаривает.
 
Все чаще нашим детям удается достигнуть компромисса. В остальных случаях вместо применения силы (как это часто бывало раньше), они обращаются к родителям одной из конфликтующих сторон.
 
 
Одно время у нас был непростой период, когда дочь могла быть довольно резкой в своих высказываниях и действиях. Из-за этого мы даже прекратили общение с ее лучшей подругой и ее мамой (которая по совместительству была и моей лучшей подругой).
 

 
От нас, родителей, требовались очень аккуратные действия. С одной стороны, мне кажется, что таким образом дочь проявляет свой характер, упорство и лидерские задатки. С другой стороны, я учила ее выражать свои эмоции и недовольство другими способами.
 
Например, она упорно строила замок из песочных куличиков, подошел мальчик и разломал его, дочь в ответ то ли песком в него бросила, то ли толкнула. Честно говоря, я бы, наверное, поступила также. Ведь на строительство у нее ушло немало времени, труда и терпения. Обидно ведь, правда? Теперь получается, что в ответ нужно молчать, терпеть или пожаловаться родителям. Может, просто не следовало ломать замок?
 
Немало конфликтных ситуаций возникает из-за игрушек – дети никак не могут их поделить. Фразы можно услышать самые разные: «я же твой друг, поделись», «нет, это мое» и т.д. Здесь у меня точка зрения, возможно, отличается от общепринятых.
 
Ведь если у моей дочери есть игрушка, то только она вправе решать – делиться или нет. И если она не хочет этого делать, не надо сразу вешать на нее ярлык «жадина». Просто она хочет играть с ней прямо сейчас, разве это плохо?
 
Сразу хочу сказать, что такие ситуации у нас возникают редко, и в большинстве случаев она сама предлагает поиграть вместе ее игрушками. Но  иногда все-таки приходится слышать от других родителей «вот видишь, какая девочка жадная, не играй с ней!»
 
А вы обращаете внимание на общение детей между собой? Какими принципами руководствуетесь?

Комментировать