Следим за грамотностью детской речи

Насколько я люблю грамотную и чистую речь, настолько неприятно мне было услышать из уст собственной дочери фразу «Блиииин, ну почему же у меня не получается?!» За причиной далеко идти не пришлось – муж имеет привычку периодически вскрикнуть что-нибудь в сердцах, да и я не всегда держу себя в руках, чего уж таить.
 

 
Посмею заявить, что даже, казалось бы, безобидное слово «блин» от взрослого человека звучит как-то более терпимо, чем от пятилетнего ребенка. Поэтому я изо всех сил стараюсь уделять внимание дочкиной речи.
 
Письмо
 
Кто из нас не умилялся детским ошибкам? Моя мама до сих пор вспоминает, как я писала наш номер дома «33 дропь 35». Смешно, не спорю, но когда дочка в этом году писала письмо Деду Морозу, я обратила ее внимание на правильное написание слов. Исправлять нужно, это проще, чем потом переучивать.
 
Конечно, нет смысла учить пятилетнего ребенка грамматическим правилам из школьной программы, но уже в этом возрасте дети способны понять принцип проверки написания слова ударением. Например, если сомневаемся в написании «окно» или «акно», то его можно проверить при помощи слова «о’кна».
 
Некоторые слова такой проверке не поддаются, и если мы употребляем их часто, то правило написания нужно запомнить, Например, «огурец», «привет» и т.д.
 
письмо
 
Устная речь
 
Здесь у нас несколько пунктов. Очень распространенная нынче проблема двуязычных детей – смешанная речь. Дело в том, что дома у нас звучит только русский язык, а вот в детсаду (и в будущем в школе) только украинский. В результате получается смешанная речь.
 
В таких случаях я предлагаю ей два варианта – перевожу фразу на оба языка, и она выбирает тот, который ей больше нравится. При этом обязательно озвучиваю, как произносится то или иное слово на определенном языке.
 

 
Грубых ошибок в произношении у дочери, к счастью, нет. Раньше иногда проскакивало «ложить», но сейчас она сама может друзей исправить по этому поводу. Года в 3-4 я в доступной форме объяснила разницу между одеть/надеть, с этим проблем сейчас нет.
 
Наиболее частые ошибки, которые я сейчас наблюдаю и исправляю лет с четырех – ошибки в употреблении однокоренных слов. Дочь пытается действовать интуитивно и создает слова по своим особым принципам. В результате не всегда получается правильно. Например, «оштрафлю» вместо «оштрафую».
 
Исправляем правильно
 
В этом отношении ребенок для меня от взрослых не отличается. Так, я не позволяю себе громко и привселюдно исправить мужа. В таких случаях лучше промолчать или незаметно шепнуть на ушко.
 
Так и с дочерью – если мы находимся наедине друг с другом, то я спокойно (не ругаясь) обращаю ее внимание на ошибку. В большинстве случаев далее следует объяснение – почему нужно произносить/писать именно так, а не иначе.
 
Если же мы находимся в общественном месте, то схема та же – незаметно шепчу на ушко (можно сделать вид, что наклонилась поправить волосы) или беззвучно произношу губами правильный вариант. Обычно этого достаточно.
 

 
Личный пример
 
И здесь без него никак. Воспитание детей начинается с воспитания себя. Несмотря на свой далеко уже нешкольный возраст, я не перестаю учиться. Сюда относится и чтение (зрительная память, богатство речи), и поиск обучающей информации.
 
Как и в случае с хорошими манерами, нельзя стремиться разговаривать грамотно только на людях. И дома и вне его поведение должно быть одинаковым. Конечно, часто эмоции не дают возможность удержаться от непечатных восклицаний, но, во-первых, я стремлюсь, а во-вторых, все-таки лучше делать это вне поля зрения ребенка.
 
Хотя, может, я слишком фанатично отношусь к этому вопросу, и не стоит лишний раз одергивать ребенка? А насколько вы внимательны к речи ваших детей?
Светлана Стороженко Ответить
2014-11-19 16:43:56
Светлана Стороженко
Ааа))) вот оно че))) 
Алина Юнония Ответить
2014-11-18 19:04:02
Алина Юнония
это часть прошлогодних писем (их было 5, кажется), ей тогда 4л5м было. а про письмо этого года — в завтрашнем топике ))
 

 

 
Светлана Стороженко Ответить
2014-11-18 18:55:44
Светлана Стороженко
Моя дочка пока не разговаривает, но я удивилась, что Ваша красотка в 5 лет уже пишет письма деду Морозу. Помню я в школу шла не зная букв (по-моему). Зато меня мама учила считать по английски.)))

Комментировать