Специализированная школа — нужна ли?

Недавно отписалась на эту тему в комментариях, но чувствую, что тема не раскрыта. Есть мне еще что сказать по этому поводу и обосновать свою мысль. Тем более что я сама училась в специализированной школе.Мои одноклассники и я
 
Официально школа у меня была специализированной на английском языке. В принципе таких школ, где английский учат с первого класса, преподают английскую литературу на языке оригинала, в городе немало. Но у нашей было еще одно отличие, которые в те годы мало где практиковалось.
 
С 10 класса у нас была специализация по трем направлениям: физико-математическое, химико-биологическое и гуманитарное. После школы практически все поступали в ВУЗы, в основном в Институт международных отношений или на юридические факультеты.
 
Не хочу сказать, что все это было бессмысленно. Знания помогли в дальнейшем в обучении в ВУЗах. А вот по жизни они мне помогли мало. То есть знания работают в системе образования, а не в жизни. По-моему, это ключевой момент.
 
Яркий пример
 
У меня был одноклассник. Очень конфликтный и нелюдимый ребенок. Всегда сидел в среднем ряду на задней парте. Но при этом математику и физику щелкал, как орешки. С 10 класса он не пошел в физико-математическую группу. Он ушел в физико-математическую школу.
 
С тех пор я о нем практически ничего не слышала. И вот лет пять назад я работаю в одном довольно известном на то время деловом журнале. Получаю очередной свой авторский номер и в рубрике «Интервью с успешными людьми» я вижу беседу и фотографии того самого одноклассника.
 
У него своя, так сказать, фирма. Он получает немало денег… То, что он успешный человек, я не удивилась, но меня поверг в шок предмет его деятельности. Как вы думаете, чем зарабатывает на жизнь математический школьный гений? Не поверите! Ведет курсы пикапа.
 
С одной стороны, я понимаю, у человека были проблемы с общением с людьми в принципе и уже тем более с женским полом. И он большая умничка, что смог найти в себе ресурс и сделать это трамплином к новой жизни, к изменению себя. Но с другой стороны, а зачем нужен был тот массив знаний?

В чем проблема?
 
У меня глубокое убеждение, что знания в школе, как и знания в институте – это давно устаревшие знания. По крайней мере, когда человек выходит во взрослую жизнь после учебы, эти знания уже теряют свою актуальность более чем на 50%.
 
Плюс программа школьная и институтская настолько плотная, что добросовестно там учиться нет реальной возможности. Зачем же пытаться объять необъятное, нагружая ребенка дополнительными знаниями и лишая его реальной жизни?
 
Тем более что в 6-7 лет сложно определить склонности ребенка к той или иной сфере. Поэтому я своего ребенка в специализированную школу отдам только в том случае, если мне будет удобно его туда водить. А требовать от него идеальной учебы и лучших оценок – это категорически нет.
 
А как вы относитесь к таким школам?
Светлана Стороженко Ответить
2015-07-21 22:15:01
Светлана Стороженко
Никогда не задумывалась над этим вопросом ранее. Но Ваш ход мысли мне близок.
Людмила Ягуза Ответить
2015-07-21 23:59:27
Людмила Ягуза
Рада, что  не одна такая ))
Алена Ковалева Ответить
2015-07-21 22:30:21
Алена Ковалева
Думаю, нагружать нужно выборочно))) Я не против английского, например, но если буду занимать, что ребенку это не интересно — настаивать не буду.
Людмила Ягуза Ответить
2015-07-22 00:00:35
Людмила Ягуза
С другой стороны, сейчас без английского никуда. Но просто нагрузка по програме неимоверная, и при этом хаотичная, на мой взгляд.
Ангелина L Ответить
2015-07-21 23:13:27
Ангелина L
Я лет до 12-ти не могла даже простенькое сочинение о временах года «состряпать». С грамматикой проблем не было, а содержание — это нечто! И математика давалась с трудом, хоть я получала пятерки по всем предметам. До определенного возраста эти пятерки давались благодаря моим стараниям и терпеливым объяснениям со стороны родителей. А потом ничего — проявилась смекалка.
Если бы в тот период кто-то пытался определить мою «специализацию» — так бы и осталась я в отстающих.Всему свое время, я думаю.
Людмила Ягуза Ответить
2015-07-22 00:01:44
Людмила Ягуза
Вот потому и не хочу ребенка в спецшколу отдавать. Если проявит себя в чем-то и буду видеть смысл, тогда, может, и отдам.
Наталия К Ответить
2015-07-22 10:45:01
Наталия К
Бывают случаи, что школа с уклоном совсем рядом и бытовые условия в ней на порядок выше чем в других. Так получилось у моих знакомых. Вот их дочь и пошла в гимназию с углубленным изучением английского. Родители рады, что это не математика с физикой и им не нужно переживать о  нагрузке на ребенка, а без английского сейчас никуда. Знаете, когда рядом с домом две школы и одна из них новая, а вторая старая — в какую вы отправите своего ребенка? :)
Людмила Ягуза Ответить
2015-07-22 11:50:28
Людмила Ягуза
Знаете, я не буду смотреть на антураж, я буду смотреть на преподавательский состав ))
Наталия К Ответить
2015-07-22 13:57:17
Наталия К
Согласна с вами, преподавательский состав это еще один весомый аргумент. Нужно собрать все сведения, взвесить все за и против, и принимать окончательное решение. Например, в моей школе спортзал был в аварийном состоянии и пять лет в плохую погоду не было занятий физкультурой.Как вам такой антураж?
Людмила Ягуза Ответить
2015-07-22 19:50:34
Людмила Ягуза
Ну, это не антураж, это катастрофа и безалаберность руководства )
Алина Юнония Ответить
2015-07-22 17:03:42
Алина Юнония
я не согласна, что знания в школе и институте устаревшие, а у ж с тем, что добросовестно учиться не получится, тем более. считаю, что надежная база должна быть у каждого, пусть и не пригодится никогда в жизни синус 90 градусов, и в интернете можно найти все. все равно — это и мышление, и логика, и общее развитие. если так считать, то таблицы умножения и умения читать — достаточно ))
Людмила Ягуза Ответить
2015-07-22 19:56:28
Людмила Ягуза
Нет, базис, конечно, нужен. Но в нашей программе понятие базиса слишком объемное. Поэтому часто. когда от ребенка требуют высоких отметок, он обычно только отметки и учится получать.
Юлия Лебедева Ответить
2015-08-01 01:05:55
Юлия Лебедева
Я согласна с Алиной. 

"Поэтому часто. когда от ребенка требуют высоких отметок, он обычно только отметки и учится получать." © Вот тут как раз дело родителей объяснить, что главное — знание и понимание предмета. 
Я, например, закончила гимназию с несколькими четвёрками, хотя нам намекали, что нужно родителям тупо пройтись с подарками по учителям, тогда будет золотая медаль. Но я этого не хотела, мои родители — тоже. Мне было противно смотреть, как некоторым натягивают оценки за такие подарки. Самой было стыдно делать так же.
Людмила Ягуза Ответить
2015-08-02 19:50:32
Людмила Ягуза
Согласитесь, это тоже своеобразный урок жизни ))
Юлия Лебедева Ответить
2015-08-12 00:49:44
Юлия Лебедева
Согласна))
Юлия Лебедева Ответить
2015-08-01 00:59:25
Юлия Лебедева
Не согласна, что знания устаревшие. Не согласна, что Вашему однокласснику не нужен был тот массив знаний. Не согласна, что знания, полученные в школе, помогают лишь в институте (хотя и этого не так уж мало), а в жизни — нет. 

Любой адекватный школьный предмет несёт в себе смысловую нагрузку. Я не говорю сейчас о нововведениях типа как безопасно делать селфи и прочем бреде. Я об основных предметах — языках, литературе, физике, химии, математике. Все они заточены на то, чтобы мозг развивался и работал. Чтобы развивать логику. Развивать память. Понимать причинно-следственные связи и многое-многое другое.

Признаюсь, меня всегда поражает, когда взрослые люди говорят о том, что школьные знания им не пригодились в жизни… Не хочу обидеть, но мне это кажется недалёкостью. И тем более, ребёнок, видя такое отношение родителей к институту образования, не сможет относиться к нему как-то по-другому. Не следует тогда ждать рвения к учёбе и походов в школу с хорошим настроением.

Согласна с Вами по этому вопросу лишь в одном — что требовать идеальной учёбы и лучших отметок от ребёнка не нужно. Однако поощрять стремление к этому считаю правильным.

Я последние 4 года училась в гимназии. 8-9 класс выбирала гуманитарное направление, а 10-11 — физико-математическое. Меня всю жизнь так «штормит», потому что одинаково обожаю, например, читать и щёлкать формулы.
До этого я училась в двух общеобразовательных школах. И могу сказать точно — в них был ниже не только уровень образования, но и уровень культуры и нравственности. Наверное, это связано с тем, что большинство родителей, которые отдают детей в спецшколы изначально стремятся им дать самое лучшее. Они озабочены уровнем знаний (не путать с оценками) и многим другим. Встречаю время от времени одноклассников из тех школ и сравниваю с нашими гимназическими… Разница большая. Не хочу всех собирать в кучу, но всё-таки в большинстве случаев уровень даже просто человеческого мышления совсем разный.
Людмила Ягуза Ответить
2015-08-02 19:55:20
Людмила Ягуза
Сказать честно, я до конца еще не ответила себе на этот вопрос. С одной стороны да, школьные знания необходимы, но с другой стороны, они так подаются, что их просто невозможно охватить. Те, кому это удается максимально, обычно только и научаются, что учиться и получать отметки. Последнее только вредит в жизни взрослой.
Инна К Ответить
2015-08-03 13:04:27
Инна К
Я не выступаю «за» специализированную школу, поскольку сама училась в старших классах в школе физико-математическим уклоном. С моими насквозь гумманитарными мозгами это было мягко говоря сложно:) Просто родители не всегда адекватно могут оценить способности ребенка. Для дочери выбрала просто хорошую школу.

А вот с тем, что нам большинство знаний не понадобится не согласна. Я каждый день отвечаю на один и тот же вопрос дочери — зачем мне математика? Я всегда говорю, что сейчас ты получаешь общее образование, поэтому учить должна все. Зачем? Чтобы быть разносторонним человеком, чтобы иметь багаж знаний, чтобы быть образованным. Что плохого в том, чтобы много знать? 
Людмила Ягуза Ответить
2015-08-03 14:33:00
Людмила Ягуза
А что хорошего в мертвых знанях? Знания стают полезными только тогда, когда их применяют. В остальных случаях они просто занимают место в оперативной памяти мозга. Возможно, надо как-то научить ребенка применять полученные знания в школе. Но для этого сначала надо научиться самой это делать. Я вот в школе просто абажала решать биквадратные уравнения. Но к чему они мне сейчас — хоть убейте, не знаю )))
Инна К Ответить
2015-08-03 15:27:54
Инна К
Если так подходить к обучению, то можно много чего не учить — историю, литературу, русский — ворд все исправит и в инете посмотреть, если что. Какая практическая польза от истории? Или от прочитанного произведения? 
Муж до сих пор может решать задачи по физике и знает основные физические законы. Но это не мешает ему быть юристом и держать в памяти кучу законов. Хотя по идее его оперативная память должна быть заполнена мертвыми знаниями:)
А я вот начала английский учить. Целей много, но основная — просто хочу выучить язык, хотя не собираюсь общаться на нем или за границу. Но это такой кайф, просто кайф от обучения, от запоминания новых слов, я только недавно это поняла.  
Людмила Ягуза Ответить
2015-08-03 16:30:56
Людмила Ягуза
Вот сама не знаю, не могу себе дать четкий ответ. С одной стороны эрудированность — это хорошо, но с другой, какой ценой она дается в школах — меня это немного грустит ))
Юлия Лебедева Ответить
2015-08-08 14:24:11
Юлия Лебедева
Система образования никогда не будет идеальной. Мне тоже в ней многое не нравится. Но что делать? Единственное, всё-таки каждая школа всё равно отличается от другой, несмотря на требования министерства образования. Поэтому можно хотя бы здесь постараться выбрать то, что больше соответствует нашим представлениям о полезном и хорошем образовании.
Людмила Ягуза Ответить
2015-08-09 14:31:27
Людмила Ягуза
Согласна. Мне кажется, что коллектив в школе играет немаловажную роль. Потому ищу именно такие отзывы в школах.
Юлия Лебедева Ответить
2015-08-12 00:52:03
Юлия Лебедева
Да. Я, поучившись в трёх школах (а разных классов было ещё больше), с уверенностью могу сказать, что действительно коллектив (вернее, его качество, если можно так выразиться) очень важен.
Юлия Лебедева Ответить
2015-08-08 14:22:12
Юлия Лебедева
Опять же соглашусь с Вами, Инна! 
Инна К Ответить
2015-08-08 20:59:59
Инна К
Ну вот оказывается, как у нас мнение сходится:)

Еще я подумала. Когда наши дети идут в школу, все  «мертвые» знания родителям ой как пригождаются. И, кстати, бывает очень интересно вспомнить что-то из школьной программы. Оказывается все хранится в голове, а мы даже сами об этом не подозреваем.
Людмила Ягуза Ответить
2015-08-09 14:32:48
Людмила Ягуза
Да, но печально, когда они нужны только для помощи детям в учебе. Хотя, возможно, они как-то помогают создать свою картину мира. Недавно услышала мнение, что наука — это тень мироздания.
Инна К Ответить
2015-08-09 18:16:22
Инна К
Давайте вернемся к этой теме, когда Ваша дочь в школу пойдет:))) Поверьте, это не мало. Я вот совсем не помню фнетический разбор слов. Или не учили мы этого. Получается, что помочь не могу, проверить тоже. Вера ребенка в мамины мозги подтачивается, знаете ли:) 
Людмила Ягуза Ответить
2015-08-09 18:46:24
Людмила Ягуза
Ну, я своей давно вложила в голову, что взрослые не все знают, что до многого надо докапываться самостоятельно. Мне кажется это должно научить ребенабрать на себя ответственность и принимать решение самостоятельно.
Инна К Ответить
2015-08-10 13:33:23
Инна К
Ну я же не ЗА ребенка делаю, а помогаю в чем-то разобраться. В школе у учителя 25 человек, каждому не поможешь. А дочь гумманитарий, математика туго идет. Если уже сейчас ее кинуть и сказать — давай ка ты сама разбирайся, дальше только хуже будет. Это как снежный ком, не понял что-то в 5 классе, в 6 еще хуже будет.
Это только моя точка зрения, конечно. Но опять же вам пока сложно судить о том, что будет в школе. Я вижу, что результаты моей помощи есть. 
Людмила Ягуза Ответить
2015-08-10 16:54:12
Людмила Ягуза
Согласна, я так в школе физику упустила, а в старших классах очень жалела об этом. Но я не имела ввиду, что ребенка надо бросить в жизнь, чтобы сам учился плавать. Конечно, надо помогать ему по мере возможности. Ему также надо ощущение поддержки за спиной. Но не на столько, чтобы во всем и всегда полагаться на маму и ее мнение.
Юлия Лебедева Ответить
2015-08-12 01:00:15
Юлия Лебедева
"Вера ребенка в мамины мозги подтачивается, знаете ли:) " © Насмешили))

Я вот столкнулась с тем, что сейчас многое изменилось в школьной программе даже в самых обычных вещах. Например, в разборе слова по составу. Меня учили, что -ечк — один суффикс. А сейчас по-другому: -е отдельный суффикс, -чк отдельный. Мне было странно)) Сейчас уже привыкла.
Инна К Ответить
2015-08-12 08:33:01
Инна К
Да, это скорее шутка была:) 12-летний ребенок уже понимает, что родители знают не все. 
Да уж:) а у нас еще завал был с информатикой. Мало того, что у меня ее вообще в школе не было, так еще задания такие, что мы с мужем вдвоем не могли на пятерку домашку решить! Какие-то недоступные для понимания логические задачи. 
Юлия Лебедева Ответить
2015-08-12 00:52:46
Юлия Лебедева
Да-да, я об этом тоже хотела написать)) 
Юлия Лебедева Ответить
2015-08-08 14:20:37
Юлия Лебедева
Что хорошего в мертвых знанях? Но разве мы может с точностью сказать, какие из них мёртвые? Если мы не видим чёткой связи, это ещё не значит, что эти знания не сработали.

По поводу биквадратных уравнений. Я вот, Людмила, очень люблю читать Ваши топики)) И пусть у нас по некоторым вещам мнение абсолютно не совпадает, но мне интересно! Почему? Потому что Вы размышляете, Вы пытаетесь разобраться в тех или иных вопросах. Дать ответ в первую очередь себе. Это — логическое мышление. А оно без математики невозможно! Так что, если бы у Вас не получались в школе эти уравнения, ещё неизвестно, как бы Вы сейчас рассуждали на те же темы)) 
Людмила Ягуза Ответить
2015-08-09 14:34:39
Людмила Ягуза
Может Вы и правы. Надо поискать такие взаимосвязи )) Спасибо за отзыв!

Комментировать