Воспитание ребенка: помогать или дать справиться самостоятельно?

Все мы знаем, что надо ребенку давать самостоятельно справиться с задачами, чтобы он научился выходить из сложных ситуаций. Но я за собой заметила, часто в быту в мелочах по привычке делаю за ребенка мелкую работу. Мне так быстрее и удобнее, но на пользу ли это ребенку?
 Принцип невмешательства
 
Принцип знаком всем, но часто мы соотносим его с какими-то глобальными вещами. А выполнение мелких дел берем на себя. Например, одеваться шестилетний ребенок должен самостоятельно – это бесспорно. Но вещи я ей достаю из шухляды сама, наглаживаю, выворачиваю и кладу так, чтобы она правильно взяла и надела.
 
Конечно, в шесть лет утюжить вещи самостоятельно ребенок еще вряд ли должен. Но взять их правильно вывернуть и надеть, наверное, способен без маминой помощи. То же самое с чисткой зубов. Дочь этим занимается сама, но часто пасту на щетку выдавливаю ей я.
 
Да, это будет быстрее, что особенно важно с утра, когда мы собираемся в садик. Так я могу контролировать расход пасты – иногда дочь увлекается и выдавливает трехразовую норму за один раз. Но это удобно мне и сейчас. А дочь привыкает, что большинство процессов выполняется за нее. Ей достаточно лишь нажать кнопку «Пуск», чтобы все заработало.
 
С возрастом эта суета вокруг ребенка начнет его раздражать. Помню, как меня бесило бабушкино участие в уборке квартиры. Стоит взять в руки веник или тряпку, как бабушка начинала рассказывать, как надо подмести, собрать мусор на совок и тщательно повымывать углы, моя пол по направлению к порогу.
 
Еще неприятны были ее просьбы помочь по хозяйству. Все основное и интересное она делала сама, а меня просила лишь принести, унести, помыть, протереть. Чувствовалось недоверие и неверие в мои силы и способности.

Пластилин на потолке
 
В общем-то, эти мысли меня осаждают давно. Но вчера мне удалось удержать себя в руках, когда очень хотелось помочь ребенку. Дочь слепила из пластилина увесистый шарик размером с кулачок и подбрасывала его вверх. И вот, он прилип к потолку и не падает.
 
Она давай думать, как его достать. Принесла табуретку – не достает. Пыталась сбить картонной коробкой – не долетает. Притащила детский столик, взяла метелку для пыли. Но стол поставила далеко, да и метелка коротковата. Зонтом тоже не достать. Уже стала заводиться, злиться и плакать.
 
Хотелось сказать: «Стол поставь ближе и возьми швабру». Но это означает решить все за нее. Я прикусила язык и наблюдала дальше. Стол подвинуть дочь догадалась. Также поняла, что надо что-то подлиней. Не поверите, притащила метрового плюшевого кота, чтобы тот лапой достал до шарика.
 
Когда она с ним чуть не навернулась с того стола, предложила ей заглянуть в туалет (там у нас стоит швабра). Увидев ее, ребенок просто просиял от новых возможностей! Пластилин был сбит, подобран. Но теперь появилась новая проблема – как приклеить его обратно на потолок?
 
В общем, принцип невмешательства – очень даже хороший принцип. Главное применять его всегда, а не избирательно. А у вас так получается?
Алла Тетерина Ответить
2016-02-23 16:00:16
Алла Тетерина
Хорошая история. :) Лишний раз напомнили о том, что то что хорошо (удобно) для мамы не всегда идет на пользу ребенку. Спасибо. +
Людмила Ягуза Ответить
2016-02-23 17:43:35
Людмила Ягуза
Пожалуйста )) самой иногда полезно сесть и подумать над своим поведением
Светлана Стороженко Ответить
2016-02-23 18:22:52
Светлана Стороженко
Людмила, получается, как и у Вас, с трудом. Но надо учиться, Вы правы!
Людмила Ягуза Ответить
2016-02-23 18:45:35
Людмила Ягуза
Ага, как в песне: следи за собой, будь осторожен ))

Комментировать