Методика исследования личности «Несуществующее животное»

— Мы выбираем обувь в магазине лучше, чем себе партнера по жизни, — сказал однажды мой преподаватель по психодиагностике. Эта фраза настолько меня поразила, что въелась в мое сознание всерьез и надолго. А ведь он прав!
 

   
В магазине, перед покупкой обуви, мы ее сто раз меряем, в ней прогуливаемся, ее рассматриваем, сгибаем, трем, при покупке получаем гарантийный талон и имеем право вернуть в течение двух недель, если передумаем.
 
А как происходит у нас в жизни с противоположным полом? Мы влюбляемся в того, кого сами себе нарисовали в воображении, а потом удивляемся, что человек оказывается вовсе не тем, кем мы его считали.
 
Как же хоть немного приблизиться к пониманию того, кто рядом? Как увидеть его самого за ширмой из социальных масок, догм и клише?
 
Методика «Несуществующее животное»
 
Предлагаю вашему вниманию методику под названием «Несуществующее животное». Эта методика является проективной и предполагает, что все, что мы говорим, пишем или рисуем, является проекцией нас самих и достаточно проявить наблюдательность, чтоб увидеть настоящего человека сквозь стену пустых слов и отрепетированных образов.
 
Все, что нужно от испытуемого – это нарисовать на листе А4 несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
 
Интерпретация
 
Дальнейшая интерпретация коротко сводится к следующему.
 
Расположение рисунка на листе и его размер говорит о самооценке человека. Чем крупнее рисунок, тем более испытуемый в себе уверен. Чем выше расположен рисунок, тем больше существует потребность в признании и самоутверждении.
 
Общая энергия рисунка, в частности прорисовка деталей, штрихов, аксессуаров, говорит об общей энергетике человека. Чем больше деталей – тем энергичнее человек.
 
Контуры фигуры рассматриваются с нескольких точек зрения. С точки зрения силы нажатия на бумагу, которая может говорить об энергичности и активности испытуемого. С точки зрения толщины контура и того как он нарисован, одним смелым движением руки или слабой несмелой штриховкой, что может говорить о жизненной позиции испытуемого, о его отношении к миру и своем в нем положении.
 
Положение головы, а точнее то, куда смотрит рисунок, говорит о направленности испытуемого к действиям. Так, если голова повернута влево, — у испытуемого есть тенденция к размышлениям вместо действий. Вправо — к действиям. Анфас трактуется как эгоцентризм.
 
Значение деталей на голове (нос, уши, рот) говорит о заинтересованности в информации, поступающей через эти органы чувств, значимость чужого мнения о себе. Наличие зубов говорит о вербальной агрессивности испытуемого. Глаза и, в частности, четко прорисованная радужка говорят о страхе испытуемого. Ресницы — о желании быть привлекательным, о стремлении к демонстративности.
 
Волосы или другие предметы на голове трактуются в зависимости от их функционального назначения. Если это рога и они острые – это, скорее, о стремлении нападать или защищаться. Шляпка или красивая прическа – желание нравится.
 
Опорная часть фигуры (ноги) говорит о рассудительности испытуемого. Основательные, сильные ноги говорят об обдуманности и рациональности испытуемого. В свою очередь слабые и тонкие ноги или их отсутствие, о легкомысленности и поверхностности суждений.
 
Хвосты выражают отношение к своим решениям, выводам и действиям. Повернутые вправо – об отношении к своим действиям и поведению. Влево – об отношении к своим мыслям, решениям, мысли об упущенных возможностях. Также важно направление хвоста бодро вверх или вяло вниз, что может говорить о недовольстве собой, сомнениях в собственной правоте.  
 
По названию несуществующего животного можно судить об уровне творческого потенциала человека. Если название состоит из частей уже существующих слов, то человек больше склонен к рациональному, аналитическому мышлению. Если название необычное и замысловатое — можно говорить о творческом потенциале испытуемого.
 
Пример
 
В данном случая я решила продемонстрировать эту методику на своем собственном рисунке. Всегда интересно посмотреть, в каком состоянии ты сейчас находишься и узнать о себе немного больше.
 
 

 
Рисунок расположен посередине листа и сам по себе достаточно крупный, что говорит о том, что я достаточно уверенна в себе в настоящий момент.
 
Голова повернута вправо, то есть присутствует тенденция к действиям, мне свойственна активная реализация запланированного.
 
На голове расположена деталь украшения, что говорит о моем стремлении быть привлекательной для других людей.
 
На голове большие уши — стремление к получению информации. Прорисованный открытый рот говорит о высокой речевой активности. В тоже время, наличие зубов — о существующей защитной вербальной агрессии (могу нагрубить в ответ на осуждение).
 
Наличие больших глаз и ресниц говорит о том, что я заинтересована в восхищении со стороны окружающих и придаю этому большое значение.
 
Ноги, по сравнению с фигурой в целом, изображены слабо, что может говорить как о некой легкомысленности, так и об отсутствии в данный момент, уверенности в своей социальной устойчивости.
 
Контуры фигуры прорисованы частично линиями, частично штрихами, а также на животном присутствует одежда. Это можно трактовать как наличие желания частично скрыться от окружающих глаз. О некой нерешительности в настоящий момент.
 
Название животного частично состоит из существующих слов, что может говорить об аналитическом складе ума.
 
По общей энергетике рисунка, по наличию прорисованных деталей, можно говорить о том, что я человек очень деятельный, активный и энергичный. Я достаточно добродушна настроена к окружению и миру в целом.
 
Ну а активная прорисовка узоров на одежде и аксессуаров, говорит о моем стремлении проявить себя в некой индивидуальности. Прорисованные фрукты в корзинке также могут говорить о том, что мысли мои направлены в сторону здорового питания.
 
Что я могу сказать?
 
Должна заметить, что до разбора своего сегодняшнего рисунка с помощью методики «несуществующее животное», я пыталась самостоятельно определить свое состояние.
 
Но, как часто бывает, даже мы сами не можем так детально описать свои чувства и эмоции, как это за нас может сделать наше творение. Что уже говорить о том, что признаться кому-то в наличии у себя стремления скрыться от чужих глаз или наличие острого языка, может быть не одобряемо социумом и не быть озвучено, даже при постановке прямого вопроса.
 
А вы бы хотели узнать чуть лучше себя или того, кто находится рядом с вами? 
Karma Police Ответить
2014-08-09 00:01:37
Karma Police
дочитала до интерпретации и пошла рисовать)
Светлана Стороженко Ответить
2014-08-11 08:48:33
Светлана Стороженко
Как у Вас успехи?
Karma Police Ответить
2014-08-12 13:20:05
Karma Police
ну, так...
я когда села рисовать, то представила такую картинку: сидящая борзая с длинным-длинным острым носом и строгим взглядом, голова повернута влево, длинное ухо до груди, пушистый спокойный хвост. а за спиной у нее большие расправленные крылья стрекозы!
 
но меня рассердили, и когда через 10 минут я снова уселась рисовать, вышло чудовище( из хищных животных. смотрящее прямо. крепко стоящее на 4 сильных и когтистых лапах. и с нажи-и-имом!
Светлана Стороженко Ответить
2014-08-13 11:53:52
Светлана Стороженко
Спасибо, очень интересный рассказ о том, насколько может изменяться рисунок в зависимости от нашего состояния.
Karma Police Ответить
2014-08-13 22:30:06
Karma Police
у меня раздвоение личности?)
Светлана Стороженко Ответить
2014-08-14 13:27:26
Светлана Стороженко
Нет :) просто у вас сильно изменилось эмоциональное состояние.
Рита Жемчужина Ответить
2014-08-10 21:17:12
Рита Жемчужина
А я помню все эти психологические штучки еще с пятого класса школы. Если честно, считаю это полной ерундой. Особенно вот Вы пишете, что сделали свой рисунок, чтобы посмотреть в каком состоянии сейчас находитесь. Надо сказать, что все эти знания, которые Вы изложили в статье, прочно сидят у Вас в голове, поэтому полностью от них абстрагироваться Вы все равно не сможете, как бы ни хотели. Получается уже в любом случае искажение результата. Даже если во все это верить.
Светлана Стороженко Ответить
2014-08-11 08:48:18
Светлана Стороженко
Свой рисунок я анализировала для примера.
Анна Е Ответить
2014-08-11 20:18:05
Анна Е
Рита, понимаете, что разум — это одно, а чувства — это другое. И проективные методики действительно работают. Так как здесь включается творчество, а значит больше работает подсознание. Я, когда рисовала своё несуществующее животное, не имела ни малейшего понятия о том, каким оно получится. Несмотря на определённые знания в этой сфере. Собственное «я» это всегда в каком-то смысле terra incognita. Кто-то выбирает исследовать, а кто-то — критиковать методы исследования.
Рита Жемчужина Ответить
2014-08-12 22:45:32
Рита Жемчужина
Я не то что бы критикую. Пусть им пользуются на здоровье. Только лично мне такие исследования кажутся скорее псевдонаучными, чем наоборот.
Анна Е Ответить
2014-08-11 20:29:35
Анна Е
Мой проективный рисунок
Светлана Стороженко Ответить
2014-08-11 22:19:54
Светлана Стороженко
Анна, вы замечательная и нежная девушка))
Zoia sl Ответить
2014-08-12 13:17:01
Zoia sl
Я дала своей дочурке нарисовать (ей 5 лет). Что получилось: достаточно крупный зверек )) Только почти в самом низу. Прорисовка деталей… достаточно много. Зверек смотрит направо. Волосы были, но какие-то лохматые )))
Zoia sl Ответить
2014-08-12 13:20:23
Zoia sl
Кстати, ушей у зверька нет. Это что значит? Мой пупс никого слушать на собирается? )))
Светлана Стороженко Ответить
2014-08-12 13:38:57
Светлана Стороженко
Отсутствие ушей – символизирует нежелание слушать. Возможно, это защитная реакция человека на критику или замечания, которые он не воспринимает. Также: человеку неинтересна информация, поступающая через слух.
А вообще надо бы на сам рисунок посмотреть и послушать дочурку, что она про это животное рассказывает. Какое оно? Что любит? Чего боится? О чем мечтает? 
Zoia sl Ответить
2014-08-14 15:43:48
Zoia sl
Дочка говорит, что уши спрятаны за волосами — волос там реально много, целая копна )))))))
Светлана Стороженко Ответить
2014-08-16 09:48:39
Светлана Стороженко
отлично

Комментировать