Три похвалы, одна критика

Я мама годовалого ребенка. Я очень хочу воспитать его самостоятельным, смелым и уверенным в своих силах. Поэтому я постоянно читаю и узнаю что-то новое о воспитании.
 
Совсем недавно я наткнулась на замечательную информацию о том, как правильно критиковать поведение ребенка. Причем техника, о которой я сегодня вам расскажу, отлично работает не только с детками, но и со взрослыми людьми.

 
 
Основные принципы формулирования критических замечаний
 
Вы хотите влиять на людей? Хотите иметь взаимопонимание с родными, близкими и окружающими? Хотите, чтоб вас слушали и прислушивались к вам? Если да, то вот вам простой секрет: когда комментируете какое-то действие человека, сделайте сначала 3-4 искренних похвалы. За то, за что можно похвалить.
 
Человек что-то хорошо сделал, может быть не идеально, и вы хотите ему указать на ошибку или что-то подкорректировать в его поведении? Не надо сразу критиковать! Не сработает и вызовет агрессию. 3-4 похвалы за то, что человек сделал хорошо, и ваши дальнейшие слова будут восприняты правильно.
 
Критика ребенка
 
Например, ребенок помыл посуду.
 
Похвала №1. Молодец! Ты заметил, что есть грязная посуда.
 
Похвала №2. Умница! Ты понял, что грязная посуда – это нехорошо и ее надо помыть.
 
Похвала №3. Замечательно, что ты нашел время и помыл ее.
 
Похвала №4. Молодец, что помыв, ты выставил ее на сушилку.
 
И вот теперь говорим: «В следующий раз чуть-чуть дольше держи тарелку под водой, чтоб хорошо смыть остатки еды».
 
Такое замечание ребенок воспримет отлично. Его много раз похвалили и только потом сказали, что совсем немного надо улучшить.


 
Согласитесь, что есть разница между такой техникой преподнесения критических замечаний и комментариев типа: «Ну кто так моет? Ты что не видишь, что остатки еды остались на тарелках?»

Чего вы добьетесь в этом случае? Минимум того, что ребенок подумает: «И зачем я это вообще сделал? Больше мыть посуду не стану». И будет прав!
 
Критика мужа
 
А еще знаете, бывает иногда, что муж приготовил еду. Такое у меня в семье бывает не часто и это особенно ценно. Допустим, что муж еду недосолил или пересолил. Очень хочется этот порыв закрепить, одновременно подкорректировав недочеты. Наши действия?

1. Сначала похвалим за то, что он хотел нас порадовать.

2. Затем хвалим за то, что он нашел и сумел начистить картошку.

3. Далее за то, что он догадался, как ее сварить.
 
Я думаю, что вы найдете, за что похвалить, если захотите. И только потом говорим: «Только в следующий раз добавь соли чуть побольше». И ему захочется в следующий раз сделать лучше.
 

 
Хотите менять поведение человека? Хотите донести до него какую-то мысль? Не критикуйте его действия! Сначала похвалите то, что в них хорошо.

Мои радости и трудности
 
Вы знаете, что сделать это на практике не так просто. Я, например, по образу и подобию своих родителей научилась делать акценты лишь на том, что подлежит корректировке. И только невероятные и яркие события я могу отметить комплементом и похвалой.

Но этот навык, как и любой другой, можно наработать. Регулярная практика помогает это перевести в полезную привычку. А главное то, какое замечательное действие он имеет при постоянном применении. 

А вам понравилась такая методика преподнесения критических замечаний?
Мария Б Ответить
2015-02-12 00:31:10
Мария Б
Здорово) Спасибо!
Светлана Стороженко Ответить
2015-02-12 22:39:37
Светлана Стороженко
Мария, пользуйтесь на здоровье.
Мария Сизокрылова Ответить
2015-02-12 22:24:43
Мария Сизокрылова
Да, знаю о ней:)Психологический и очень приятный принцип. Не легко, но когда научишься, станет радостнее жить:)
Светлана Стороженко Ответить
2015-02-12 22:40:00
Светлана Стороженко
Согласна с Вами полностью, Мария!

Комментировать